Разрешите транзит?
Власти Украины хотят транспортировать среднеазиатский газ по российской территории«Нам хотелось бы получить поддержку российских...Власти Украины хотят транспортировать среднеазиатский газ по российской территории
«Нам хотелось бы получить поддержку российских партнеров по транзиту объемов газа в виде расчетов за работы (в странах Средней Азии) через территорию России. Эти объемы газа будут сверх законтрактованных и получаемых объемов от «Газпрома», – заявил Юрий Бойко, министр топлива и энергетики Украины, на украино-российском бизнес-форуме в Киеве. Президент Украины Виктор Янукович и Юрий Бойко обратились к президенту России с просьбой разрешить транзит газа, передает Reuter. «За пятилетний период Украина не самостоятельно ушла с газовых рынков Средней Азии, Украину вытолкали с этого рынка. Мы никаких претензий не предъявляем. Но мы бы хотели вернуться к этому вопросу и его обсуждать», – добавил Виктор Янукович. Президент РФ Дмитрий Медведев не дал прямого ответа, пообещав обсудить вопрос.
«Вопрос выглядит неоднозначно: с одной стороны, между Украиной и Россией действует соглашение, предусматривающее льготные поставки российского газа на Украину без учета пошлин. С другой стороны, если Украина сумеет договориться с Туркменистаном или Узбекистаном, то уровень цен для нее, видимо, будет еще ниже, нежели сейчас, с учетом льготной скидки», – рассказал Денис Борисов, аналитик Банка Москвы. По его словам, в частности, поставки через Узбекистан и Китай производятся по ценам ниже газпромовских на 30-40%. От предоставления льгот «Газпром» ничего не теряет – Украина один из крупнейших потребителей в Европе для компании. Для «Газпрома» договоренность между РФ и Украиной будет невыгодна. Г-н Борисов считает, что, вероятно, соглашение будет достигнуто за счет той части газа, которую «Газпром» сам закупает в Средней Азии. «Компания не будет реализовывать газ на экспорт, а напрямую будет направлять его на Украину. Если будет принято принципиальное решение, то только на таких условиях», – считает он. Многое будет зависеть от цен, разных геополитических факторов и возможности создания консорциума по украинской трубе.
Известно, что Украина, импортирующая около 60% потребляемого природного газа, до 2006 года закупала это топливо не только в России, но в Туркменистане и Узбекистане по более низкой цене. Однако когда Россия выкупила весь объем среднеазиатского газа на много лет вперед, став монопольным поставщиком топлива на Украину, поставки были прекращены. А от цены природного газа зависит конкурентоспособность химической и металлургической отраслей – основных внешних экспортных рынков Украины.
«Мы надеемся, что будет правильный подход. Частично мы эти вопросы обсуждали и надеемся, что обсудим их в ближайшее время», – заявил г-н Янукович в ходе форума. Дмитрий Медведев, в свою очередь, согласился обсудить эту тему, напомнив, что она никогда не исключается, но не бывает двусторонней – всегда носит трехсторонний характер и упирается в российские договоренности с узбеками или туркменами.
Россия уже имеет договоренности по импорту и реэкспорту природного газа с Туркменистаном и Узбекистаном, рассказал Артем Устименко, аналитик Института политических решений. Несмотря на «газовое противостояние» с Туркменистаном в течение большей части прошлого года, России удалось обеспечить благоприятные условия импорта и реэкспорта туркменского природного газа в объеме до 30 млрд. кубометров, хотя реальный импорт не превысит 11-15 млрд. кубометров. А у Туркменистана, в отличие от Узбекистана, несмотря на ввод в строй газопровода «Туркменистан – Китай» и второй ветки газопровода «Туркменистан – Иран», имеются значительные экспортные мощности для обеспечения интересов Украины в «самостоятельном» транзите природного газа.
Маловероятно, что Россия предоставит возможность Украине самостоятельно договариваться с Туркменистаном и Узбекистаном. Как минимум она будет позиционировать себя в роли обязательного модератора возможного переговорного процесса. Такого мнения придерживается г-н Устименко, полагая, что при любом раскладе транзит газа будет продолжать осуществляться через российскую территорию, что значительно снижает политические дивиденды для Украины.
В ходе бизнес-форума Дмитрий Медведев напомнил, что был целый набор схем на эту тему, но не все они выдержали проверку временем, однако будут поддерживаться им, как президентом. Главы обеих стран не стали затрагивать спорный вопрос объединения «Газпрома» и украинского энергохолдинга «Нафтогаз.
Многие эксперты считают, что такое объединение вряд ли состоится. «Возможно объединение каких-нибудь проектов в рамках компаний, а слияние двух компаний – маловероятно», – рассказал «Капитал.kz» Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ». Денис Борисов уверен, что если сотрудничество будет расширяться, то вероятно создание консорциумов с участием европейских компаний, но прямого объединения не произойдет. По словам г-на Устименко, этот вопрос перерастает в политическую плоскость и проблематичен для украинского руководства. Более того, экономическая выгода от реального объединения компаний вызывает сомнение, особенно для «Газпрома», за исключением установления контроля над украинской трубопроводной сетью. «Возможно, в данном случае подразумевается лишь усиление общего уровня кооперации между компаниями при сохранении их юридической самостоятельности. Хотя не стоит отрицать вероятности того, что Россия ориентируется на политические мотивы данного шага и может целенаправленно продвигать его для усиления зависимости украинской стороны», – считает г-н Устименко.
Дмитрий Медведев выразил надежду, что в ближайшее время стороны завершат подготовку «ряда проектов в топливно-энергетической сфере», но деталей не раскрыл. «Это будет определяться тем, как «плотно» договорятся стороны о сотрудничестве. В принципе, проектов озвучено много. Все зависит от того, насколько глубока будет интеграция и насколько готова будет Россия на транзит газа для Украины», – считает Дмитрий Александров. Пока же стороны прощупывают друг друга. На прошедшем форуме Алексей Миллер, глава «Газпрома», сказал, что Россия не оставляет надежд на реализацию данного предложения, считая, что это даст возможность модернизировать газотранспортную систему Украины.
Для Украины транзит среднеазиатского газа в Европу – денежный поток. «Это вопрос цены в привязке с тем, какие допустимые объемы будет предоставлять Россия Украине, для которой это заработок, от которого она не будет отказываться», – считает г-н Александров. Альтернативные варианты – транспортировать газ через Грузию, но в тех объемах, которые нужны Украине, – это чрезвычайно дорогой проект для страны. В любом случае, как считает Дмитрий Александров, основные объемы газа будут транспортироваться по территории России. Г-н Устименко полагает, что решение данного вопроса будет зависеть от уровня политического взаимопонимания между руководством Украины и России. Сейчас у власти на Украине более лояльная к России политическая элита, поэтому можно констатировать повышение уровня доверия, но стратегические уступки друг другу страны по-прежнему делают с большим трудом.
«В любом случае, позиция России по возможности прямых энергетических контактов Украины с центральноазиатскими государствами будет выстраиваться в зависимости от готовности украинского руководства пойти на уступки в отношении иных взаимосвязанных аспектов межгосударственного взаимодействия, к примеру, участия Киева в пророссийских интеграционных инициативах», – уверен г-н Устименко.
Предоставление Украине возможности транзита может восприниматься российским руководством под давлением «интересов» «Газпрома» в качестве нежелательного шага по политическим и экономическим последствиям, несмотря на межгосударственное сближение с Киевом. Ведь газовый фактор является одним из ключевых и эффективных в контексте давления на Украину. Но ввиду недавних газовых договоренностей между Россией и Украиной (в частности, сокращение стоимости газа для украинской стороны) актуальность этого вопроса несколько снизилась.