Алексей Тизенгаузен: «Рынок искусства в Казахстане только начинает развиваться»
Любое произведение искусства принято считать объектом духовного, нематериального наследия человечества. Между тем, каждое произв...Любое произведение искусства принято считать объектом духовного, нематериального наследия человечества. Между тем, каждое произведение искусства имеет свой денежный эквивалент. Казалось бы, мировой финансовый кризис негативно отразился на всем сферах человеческой жизни, в то же время, по оценке специалистов, арт-рынок, хотя и снизил темпы роста, но все же не рухнул. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказал Алексей Тизенгаузен, глава международного отдела русского искусства Christie’s.
– Как давно аукционный дом Christie’s работает на рынке стран СНГ?
– Аукционный дом Christie’s ведет свою деятельность в России уже более 17 лет, в 1993 году начало функционировать официальное представительство Christie’s в Москве. В апреле этого года мы открыли новый офис в Москве, который будет служить отправной точкой для развития деятельности аукционного дома в России и на территории стран СНГ. Также у Christie’s существует департамент русского искусства, специалисты работают и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в России. Среди покупателей из России и Казахстана есть огромный интерес к русскому искусству, например, живопись конца XIX – начала XX века, большой популярностью пользуются работы таких художников, как Василий Верещагин, Франц Рубо, Рихард Зоммер, которые жили и работали в России и путешествовали по Средней Азии, изображая на своих полотнах природные ландшафты и особенности повседневной жизни в Азии.
В частности, на русские торги, которые пройдут на Кинг-стрит 8 июня, будет выставлена внушительная подборка работ Фаберже, состоящая из более чем 60 лотов, которая включает в себя 45 работ из частного собрания европейской королевской фамилии. Топ-лотами секции станут двухцветные настольные часы из нефрита в золотой оправе, выполненные в мастерской Хенрика Вигстрема (эстимейт (оценочная стоимость лота) составляет 80000-120000 фунтов стерлингов), а также миниатюрный ковш в золотой оправе, инкрустированной драгоценными камнями, доставленный к императорскому двору 21 мая 1909 года и приобретенный Николаем II в качестве подарка (эстимейт – 8000-12000 фунтов стерлингов).
В секции живописи – картина Бориса Григорьева «Русский мужчина», которая была написана в 1920 году во время пребывания художника в Берлине (эстимейт – 400000-600000 фунтов стерлингов). Полотно является частью широко известной серии работ Григорьева под названием «Лики России». Произведения из этой серии представлены в музейных собраниях по всему миру – в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Русском музее, Художественном музее Филадельфии и Пражской национальной галерее.
В разделе декоративно-прикладного искусства на торги также будут выставлены две редкие работы княгини Марии Тенишевой, известного русского мецената и коллекционера, одновременно являвшейся основательницей художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино. Оба лота представляют собой бронзовые шкатулки, украшенные эмалью, одна из которых выполнена в форме голубя, а вторая в форме рыбы (эстимейт каждой 100000-120000 фунтов стерлингов). Обе работы, наряду с другими пятью шкатулками в форме животных, были созданы в 1908 году и участвовали в парижском и пражском салонах 1909 года.
– Чем казахстанский рынок интересен для Christie’s?
– Стоит сказать, что рынок искусства в Казахстане еще очень маленький, он только начинает развиваться. Совсем немного лет прошло после распада Советского Союза. Для Christie’s большое значение имеет развитие на территории СНГ, в частности на Украине и в Казахстане. В 2008 году в Алматы мы устраивали показ современного искусства Казахстана. Был большой интерес среди коллекционеров. Мы также планируем продолжать выставочную и просветительскую деятельность на территории страны. Но, в основном, казахстанские коллекционеры интересуются и покупают прикладное искусство и картины, в особенности с восточными сюжетами.
– Какие казахстанские художники интересны для Christies?
– Мы проводим русские торги в Christie’s три раза в год: два раза в Лондоне и один раз в Нью-Йорке. На эти торги мы преимущественно выставляем произведения русского искусства. Но примерно два года тому назад мы провели специальный благотворительный аукцион в Лондоне, на котором были представлены современные казахстанские художники, это были работы, в частности, Сауле Сулейменовой и других. Трудность в выставлении на торги произведений казахстанских художников заключается в том, что их практически нет на международном арт-рынке, все они находятся в Казахстане. Возможно, стоит немного подождать, и работы начнут появляться на международных аукционах.
– Как Вы оцениваете перспективу развития работы аукционного дома Christies в Казахстане?
– Мы видим только позитивные перспективы для продолжения нашей выставочной и просветительской деятельности на территории Казахстана.
– Каковы итоги работы дома Christie’s за первый квартал 2010 года?
– В 2009 году суммарный результат продаж Christie’s по итогам 2009 года составил $3.3 млрд. В 2009 году доля Christie’s на глобальном аукционном рынке по сравнению с основным конкурентом составила 56.4%. Были проданы 61% лотов по цене свыше $10 млн. (каждый), 60% лотов – свыше $5 млн. (каждый). За 2009 год 381 произведение искусства было продано за сумму, превышающую $1 млн. (каждое). Рынок продемонстрировал устойчивый спрос на выдающиеся и редкие шедевры, работы, впервые появляющиеся на арт-рынке, и произведения с исключительным провенансом.
Невзирая на экономический климат, арт-рынок устоял и Christie’s подтвердил свое глобальное лидерство, заняв преимущественную долю рынка по сравнению с ближайшим конкурентом, осуществив продажу самого дорогого лота 2009 года – рисунок Рафаэля «Голова женщины», ушедшего с молотка за $47.9 млн., рекордную сумму для категории работ на бумаге, вторую по величине сумму на произведения старых мастеров и мировой рекорд на работу автора, проданную с аукциона. В дополнение к этому был установлен поразительный рекорд на торги «Коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже» – самое дорогое частное художественное собрание.
Начало 2010 года также ознаменовалось рядом очень успешных продаж, в частности, на февральских торгах Christie’s в Лондоне в категории «Искусство импрессионизма и модернизма» был установлен новый рекорд на полотно Натальи Гончаровой «Испанка», которое ушло с молотка за $10 216 148. Общий результат торгов был $122 167 093. Было продано 81% лотов, в то время как статистика в денежном выражении составила 93%.
Традиционные майские торги в Нью-Йорке стали поистине рекордными. Суммарная выручка по итогам весенней сессии нью-йоркских торгов Christie’s составила $652 млн., был установлен новый мировой рекорд на произведение искусства: полотно Пикассо из коллекции госпожи Броуди ушло с молотка за сенсационную сумму в $106,5 млн., и в целом выручка от продажи лотов из коллекции госпожи Броуди составила $225 899 900, побив предыдущий рекорд на самую дорогую частную коллекцию, когда-либо выставлявшуюся на нью-йоркские торги. Полотно Джаспера Джонса «Флаг», проданное за сумму $28 642 500, стало топ-лотом торгов «Послевоенное и современное искусство» (11 мая 2010 года) и установило, таким образом, новый мировой рекорд на произведение художника. В общей сложности 19 лотов были куплены за суммы, превысившие отметку в $5 млн., 18 лотов – за суммы свыше $10 млн. и 9 лотов – дороже $20 млн.
Помимо этого, на лондонских торгах был установлен новый ценовой рекорд на персидский ковер, успешные результаты были достигнуты по итогам парижского аукциона, на который выставлялись аугсбургские глобусы, в Женеве с молотка ушло самое дорогое частное собрание часов Patek Philippe. Все это в очередной раз подтверждает, что выдающиеся работы продолжают пользоваться огромным спросом.
– Сказался ли мировой финансовый кризис на работе дома Christies?
– Несмотря на то, что объемы продаж в 2009 году немного сократились по сравнению с показателями прошлых лет, существенно возрос процент проданных лотов, что говорит о стабильности арт-рынка и непрекращающемся интересе коллекционеров со всего мира. В 2009 году данный показатель вырос на 5% и достиг уровня 80% по сравнению с 75% – в 2008 году. Процент лотов, проданных по верхнему эстимейту или с его превышением, увеличился до 36%, демонстрируя, таким образом, устойчивость ценовых уровней и вневременную ценность искусства.