В социальных сетях и на зарубежных сайтах, освещающих события в Узбекистане, с 17 февраля живо обсуждается обыск в ташкентском особняке старшей дочери президента страны Гульнары Каримовой и принудительное доставление в прокуратуру нескольких ее приближенных. Они проходят по уголовному делу, содержащему обвинения в неуплате налогов и других финансовых преступлениях в отношении нескольких фирм.
Многие спорят о том, является ли произошедшее знаком ослабления позиций самого Ислама Каримова и полной утратой им рычагов контроля за спецслужбой СНБ, пишет dw.de.
По словам главного редактора международного информагентства Фергана.news Даниила Кислова, никто из известных оппозиционеров на ситуацию в Узбекистане сегодня не влияет - ни на власть, ни на мнение народа. Хотя, продолжает он, формально существует ряд движений и партий.
Между тем, глава Народного движения Узбекистана Мухаммад Салих считает, что картина, в которой Ислам Каримов представляется человеком, которого обводит вокруг пальца председатель СНБ - лишь видимость.
Мухаммад Салих исходит из того, что акция против Гульнары проводится по прямому приказу самого президента и имеет в первую очередь финансовую, а не политическую подоплеку. «За кулисами стоит мать Гульнары - Татьяна Каримова. Она всегда обвиняла свою старшую дочь в том, что та скрывает свои миллионы от семьи, и лоббировала интересы младшей дочери Лолы и ее мужа, имеющих с ней общую кассу», - поясняет глава Народного движения.
По мнению оппозиционера, Татьяна Каримова после продолжительной борьбы добилась ареста нескольких самых близких к старшей дочери людей, на которых были оформлены счета и иностранная недвижимость Гульнары. «Среди них ее гражданский муж Рустам Мадумаров. По нашим данным, только на имя одного Мадумарова былo открытo за рубежом 160 счетов! Ближайшая цель этой акции - отнять у Гульнары оставшиеся в Узбекистане активы, а стратегическая - возвратить в кассу семьи средства Гульнары, находящиеся за рубежом», - объясняет свою точку зрения Мухаммад Салих.
«Мне происходящее вокруг Гульнары представляется свидетельством силы ее отца, а не его ослабления. Он понял, что самый большой ущерб имиджу и экономике Узбекистана нанесен именно скандалами, связанными с ее именем, уголовными делами, возбужденными и в Европе, и в России по делам TeliaSonera и МТС», - соглашается Даниил Кислов в интервью DW. По его мнению, речь идет о спасении имиджа режима.
«Только сам Ислам Каримов мог дать отмашку на то, чтобы лишить старшую дочь бизнеса и влияния, закрыть ее СМИ, чтобы Узбекистан больше не ассоциировался с ней. И делается это руками СНБ, милиции, прокуратуры. А она изображает жертву режима, оппозиционерку, в чем ей начали подыгрывать некоторые оппозиционные активисты», - говорит главный редактор Фергана.news.
В свою очередь, по словам немецкого эксперта по Центральной Азии Михаэля Лаубша оппозиционные движения Узбекистана в последние годы стали настолько маргинальными, что влиять на актуальную политику в стране они не могут. Евросоюз демонстрирует типичный выжидательный подход к событиям в регионе. США изучают ситуацию активнее, но и они вряд ли имеют объективную картину происходящего в Ташкенте. «Как бы то ни было, ни там, ни там сейчас не станут делать ставку на Гульнару Каримову, отдавая себе отчет в том, что ее репутация непоправимо подмочена - она стала единственной в мире женщиной, попавшей в список десяти самых коррумпированных и связанных с организованной преступностью людей прошлого года», - напоминает эксперт. Да и видеть в ней некую политическую альтернативу для Узбекистана, по его мнению, нет формальных оснований, поскольку пока она не обозначила собственного интереса к сотрудничеству с той или иной оппозиционной группой на Западе, сообщает портал dw.de.
Кто стоит за преследованием Гульнары Каримовой
Гонения на Каримову имеют финансовую, а не политическую подоплеку
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.