Иск в окружной суд США по Южному судебному округу штата Нью-Йорк был подан 30 апреля. Об этом пишет издание «Ведомости».
Истцы — сам Дуров и две его компании, ответчики — UCP, управляющий партнер UCP Илья Щербович, партнеры UCP Виктория Лазарева и Юрий Качуро, а также бывшие партнеры Дурова Илья Перекопский и Аксель Нефф. Также в числе ответчиков — три бывшие компании Дурова, которым принадлежит часть активов мессенджера Telegram: Digital Fortress LLC, Telegram LLC, Pictograph LLC.
По словам Дурова, ответчики вступили в сговор, чтобы украсть у него компании Digital Fortress, Telegram и Pictograph. А затем с их помощью незаконно получить долю в самой Telegram, следует из иска. Дуров обвиняет UCP и бывших партнеров в нарушении сразу нескольких законов США, в том числе так называемого статута RICO — раздела закона об организованной преступности, связанного с рэкетом и коррупцией (The Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act). Он просит суд компенсировать убытки и признать его законным владельцем всех активов Telegram. Сумма претензий в иске не указана. Но если Дуров одержит победу, то по RICO размер компенсационных выплат будет утроен.
Юрий Качуро называет изложенные Дуровым сведения в иске «очевидной ложью». Он указывает, что сделка с Неффом «заключалась с использованием юристов и после подробного due diligence»: «Нефф имел право продать этот бизнес, и мы имели право его купить. Мы готовы подтвердить это любым заинтересованным лицам». «Мы категорически отрицаем все эти надуманные обвинения и намерены продолжить преследование Дурова в судах по тем эпизодам, которые описаны в нашем иске, поданном на BVI 4 апреля», — продолжает Качуро. UCP в суде на BVI требует возврата Telegram во «В контакте».
Представитель другого совладельца «В контакте» — USM Holdings Алишера Усманова поддерживает позицию Дурова. Он говорит, что UCP предлагал сотрудничество для изъятия у Дурова Telegram. «Но мы на подобное сотрудничество не пошли и не пойдем, — категоричен представитель USM Holdings. — Мы считаем, что если Дуров использовал какие-либо ресурсы “В контакте” для создания Telegram, о чем нам доподлинно не известно, то он должен это компенсировать “В контакте”. А отнимать продукты чужой интеллектуальной деятельности и тем более примерять на себя роль судьи и палача одновременно, как это сделал UCP, приобретя по номинальной стоимости часть компаний проекта под предлогом того, что Telegram должна принадлежать “В контакте”, — это не только аморально, но и незаконно».
Представитель USM Holdings указывает, что у его компании нет претензий к Дурову по поводу создания нового мессенджера. «Мы не считаем, что, владея активом, мы владеем частью мозга его работников, поэтому не можем предъявлять претензии к их творчеству в свободное от основной работы время», — указывает он. Но если «проект будет коммерческим и Дуров будет привлекать инвестиции, мы готовы рассмотреть участие в нем».
Перекопский, Нефф и Дуров не ответили на вопрос «Ведомостей».