По примерным оценкам, постановка оперы стоит в среднем от 40 до 50 млн тенге. Спектакль «Абай», премьера которого состоится в начале июня, вероятно, стоит значительно дороже названных сумм. Например, специально к этой премьере пошивочный цех, существующий при «ГАТОБ им. Абая», уже сейчас подготовил около 65 нарядов, а в итоге их будет гораздо больше. Причем пошив осуществлялся по старинной итальянской технологии, которая подразумевает, что весь костюм, вплоть до пуговиц, шьется вручную. Своими секретами с местными мастерами делилась Симона Моррези, художник по костюмам. Разумеется, итальянские специалисты, которые работают над постановкой, это тоже отдельная статья расходов. Особняком здесь стоит и такая по местным меркам новинка, как кинопроекторы. Они будут использованы для усиления визуальных образов на сцене. Стоит это удовольствие от 10 до 15 млн тенге.
Вообще, весь процесс постановки оперы долгий и требует значительных затрат, причем как моральных, так и финансовых. Габит Несепбаев, директор «ГАТОБ им. Абая», в разговоре с корреспондентом делового еженедельника «Капитал.kz» рассказал о том, что это за процесс.
Сначала учитывается творческий потенциал труппы на данный момент. Потом выбирается опера или тема. Затем – возможность приобретения нотного материала, что не так просто, как кажется – необходимо покупать несколько партитур для дирижеров, несколько клавиров и т.д. Это большой материал. Также очень важно подобрать постановщиков, дирижеров, что требует затрат как по времени, так и в финансовом отношении. Словом, опера имеет большой размах не только в культурном, но и в денежном смысле.
Отметим, что так было всегда. Потому все или почти все крупные оперные театры мира тесно работают со спонсорами, меценатами. Причем большинство культурных учреждений, имея несколько спонсоров, организуют попечительские советы. Так, попечительский совет имеют Большой и Мариинский театры – всемирно признанные гиганты. По словам Ларисы Коковинец, директора департамента общественных связей «Казкоммерцбанка», совет попечителей нужен театрам для того, чтобы помогать в решении организационных и финансовых вопросов, которые не всегда удается решить за счет бюджетного финансирования. «В основном это вопросы по расширению репертуара, гранты, гастроли, поддержка творческого коллектива», – добавила г-жа Коковинец.
Репетиция (ГАТОБ им. Абая)
«ГАТОБ им. Абая» на сегодняшний день не имеет такого совета. Правда, по словам Габита Несепбаева, это верно только с формальной, юридической стороны. «Мы пока не можем оформить это юридически. Во-первых, в Казахстане еще нет закона о меценатстве. Во-вторых, нашим управляющим органом является Комитет по делам культуры и искусства. Это не позволяет нам создать совет попечителей», – говорит Габит Несепбаев. Однако глава ГАТОБ подчеркнул, что у театра есть несколько спонсоров, которых по факту можно расценивать в качестве совета. Отметим, что министерство культуры выделяет основную часть средств на постановки, так что меценатство не единственный источник финансирования для театра. Частные спонсоры берут на себя рекламу и продвижение постановок, гонорары солистам, в том числе зарубежным, организацию специальных мероприятий.
Одним из таких частных спонсоров является «Казкоммерцбанк» – финансовое учреждение сотрудничает с театром на постоянной основе, являясь основным меценатом ГАТОБ. Отметим, что это сотрудничество началось в непростое время. «В 2008 году разгорался экономический кризис, и у ГАТОБ возникли определенные трудности с финансированием новых постановок. Руководство города обратилось в банк, узнать есть ли возможность рассмотреть вариант сотрудничества с театром», – говорит Лариса Коковинец. С тех пор, по приблизительным подсчетам, банк выделил на нужды театра около $1 млн. Отметим, что есть такое мнение, будто банки могут выделять гораздо большие деньги на благотворительные и спонсорские проекты. Кто-то же, напротив, считает, что банк вообще не должен этого делать, поскольку якобы для меценатских программ использует деньги вкладчиков. Лариса Коковинец не согласна ни с тем, ни с другим мнением. «Для социальных проектов, меценатства деньги выделяют акционеры банков, деньги вкладчиков здесь не участвуют. Акционеры отказываются от части прибыли и определяют суммы, которые идут на меценатство», – говорит она.
Вообще, как отметила г-жа Коковинец, выбор объекта для меценатской поддержки – это также решение акционеров или топ-менеджмента банка. «Политика компании в этих вопросах чаще всего зависит от личных пристрастий, интересов и вкусов руководства или акционеров. И это правильно. Люди тратят на филантропию и меценатство не только с умом, но и с душой. У нас в стране появилось достаточно много богатых людей, которые занимаются меценатством любимых видов спорта – теннис, бокс, бойцовские искусства. Что касается Казкома – то у нас также достаточно богатая история. Когда-то мы поддерживали федерацию баскетбола, теннис, параллельно- культурные проекты. Поскольку банк основали молодые люди, в нашем активе – первые и самые знаменитые публичные рок-концерты. Времена меняются, может быть, мы повзрослели. Теперь мы поддерживаем классическое искусство. Кроме того, мы стараемся придерживаться принципа «бренд к бренду», – говорит Лариса Коковинец, Именно поэтому свои отношения с театром спонсоры называют партнерством.