Казахстанцы ежегодно тратят на предметы роскоши $700-800 млн в год. До кризиса не смущались раскошеливаться до $1 млрд. Причем лишь 30-40 процентов суммы остается внутри страны. Львиная доля оседает за границей.
Конкретные цифры, суммы, обороты, а уж тем более прибыль участники этого сегмента озвучивать не спешат. Казахстанская бизнес-элита тем более. Зато делают все возможное, чтобы отечественный рынок товаров премиум-класса не проигрывал западному. Еще одним шагом в этом плане стала премьера «Saks Fifth Avenue» в Алматы. Всемирно известный мультибрендовый магазин даст возможность состоятельным гражданам почувствовать себя «в обойме» – приобретать одежду, обувь, аксессуары от мировых брендов уже на своей территории.
Звездный десант
Открытие универмага со 100-летней историей прошло с размахом, присущим объектам такого уровня. Визит музы Люка Бессона и Пола Андерсона – Миллы Йовович, российской супермодели и по совместительству невесты футболиста Криштиану Роналду – Ирины Шейк заставил публику с удвоенной силой заговорить о событии.
По такому случаю г-жа Йовович, используя свой словарный запас русского языка, сообщила об исключительной симпатии к Казахстану и местным модникам.
Томная Ирина Шейк, в свою очередь, откровенно посетовала на то, что «такого магазина нет даже в Москве». Аплодисменты. Занавес.
(На фото: актриса Милла Йовович и супермодель Ирина Шейк)
Новая концепция элитного шопинга
У многих возникнет ряд справедливых вопросов: брендовых магазинов в Алматы на сегодняшний день уже немало; элита привыкла тратить деньги за границей; а негласное правило приватных покупок для vip-персон (VIP-зоны в магазинах; доставка ассортимента на дом) по-прежнему актуально. Для чего и кому нужна концепция универмага класса de luxe с торговыми зонами open space? И что будет с существующими монобрендовыми дистрибьюторами?
По мнению Андрея Копытина, генерального директора ТОО «Viled Fashion», все гораздо проще: «Казахстанцы, с определенным уровнем доходов, путешествуя по всему миру, успели познакомиться с концепцией аналогичных магазинов в США и Европе. Осталось лишь внедрить идею здесь».
Спрос на fashion оказался достаточно высок и имеет устойчивые тенденции к росту. А вот переориентировать клиентов на внутренний рынок еще предстоит. Но «этот процесс не займет много времени – клиент созрел», уверен г-н Копытин.
Что касается «приватного» формата, то, по словам ритейлеров, с этой задачей легко справятся ассортимент, сервис и адекватные цены. Данный тренд сложился лишь по той причине, что раньше у состоятельных казахстанцев не было возможности предаться активному шопингу под одной крышей. Виной тому – стихийное развитие рынка, считают его участники.
А вот существующим монобрендовым площадкам, скорее всего, придется потуже затянуть пояса. Некоторые дистрибьюторы, правда, отличились хорошей реакцией – не дожидаясь пока грянет гром, открыли дополнительные «корнеры» по новому адресу (в «Esentai Mall»).
«Мы не конкурируем с Brioni, Kiton, Canali и другими брендами, которые уже представлены в Алматы, – отмечает Айгуль Амиржанова, генеральный директор ТОО «Viled Group». – Владельцу любого бренда выгодно расширять сферу присутствия и повышать объемы продаж, а не стоять только в одном месте. Поэтому наши местные дистрибьюторы и представили коллекции здесь (в «Saks Fifth Avenue»)».
Рейтинг преимуществ
Ассортимент и качество услуг в алматинском «Saks Fifth Avenue» обещают организовать в полном соответствии со стандартами сети магазинов в США, но с учетом локальных вкусов и предпочтений.
На 9 тыс. кв. м более 100 известных и начинающих дизайнеров мира представили самые последние коллекции женской и мужской одежды (Canali, Brioni, Hugo Boss, Ralph Lauren,Bikkembergs, Marc Jacobs, Oscar de la Renta, Roberto Cavalli, Givenchy, Chloe, Valentino, Jean Paul Gaultier и др.), обуви (Christian Louboutin, Jimmy Choo), ювелирных изделий (Tiffany & Co., Carrera y Carrera, Roberto Coin), аксессуаров, сумок (Tory Burch, Emilio Pucci, Donna Karan, Helmut Lang), парфюмерии и косметики (La Prairie, Creed, By Kilian), нижнего белья, детской одежды (Ermanno Scervino, Dolce&Gabbana, Gucci, Burberry, Dior, DKNY) и предметов интерьера (Baccarat, Royal Limoges, Leonardo, Meissen).
Предстоит и немало открытий. Многие казахстанцы впервые познакомятся с дизайнерскими изысками от Антонио Берарди. Британского fashion-дизайнера на весь мир прославили его платья.
(На фото: дизайнер Антонио Берарди, генеральный директор ТОО «Viled Group» Айгуль Амиржанова)
Основатель бренда «Antonio Berardi», безукоризненный стиль и интеллектуальная подача которого вдохновляли массу знаменитостей (от Кайли Миноуг до Виктории Бэкхем), заявил, что «уже давно присматривал новые направления для расширения своей дистрибьюторской сети, а Казахстан для этих целей подходит как нельзя лучше».
Премьера парфюмерного отдела – ароматы «Kilian» (50 ml – от 50 тыс. тенге) от Килиана Хеннесси, наследника знаменитого французского коньячного дома «Moet Hennessy».
В алматинский филиал коллекции будут поступать одновременно с 49 магазинами в США, Мексике, Саудовской Аравии, Бахрейне, ОАЭ.
«Стандартно идет два сезона: весна-лето и осень-зима. Помимо этого, в продаже появятся и дополнительные коллекции – круизные, капсульные, вечерние, и т.д. Их мы тоже будем получать в срок», – обнадежил Андрей Копытин. Мировому календарю модных событий следуют и сезонные распродажи (июнь-июль, декабрь-январь). Максимальный процент скидок и перечень товаров будут согласовывать с каждым брендом отдельно.
Исходя из линейки представленных брендов, воздержусь от упоминания цен (среднему классу придется долго копить на платье от Valentino). И все же, ритейлеры сами беспокоятся о «справедливости» ценовой политики, которая зависит не только от их аппетитов, но и от таможенных пошлин, которые увеличились с момента создания Таможенного союза. Разница составляет от 10 до 40% (в зависимости от сегмента).
ДНК стиля
Популярный универмаг разделит культуру «Fifth Avenue Club», предлагая каждому покупателю целый ряд особых мероприятий: модные показы от известных дизайнеров и их персональные визиты. Помимо шопинга в распоряжении алматинцев – «Saks Cafе» – элегантное заведение с изысканной кухней, основанной на тренде здорового питания.
В интерьер трехуровневого магазина «премиальных» товаров искусно интегрировали национальные мотивы. Достойные позиции заняли картины молодых казахстанских художников и инсталляции из войлока. Можно сказать, что дебютантам от искусства изрядно повезло. Вряд ли бы для столь наивного авангарда нашлось место в галереях.
Интересный элемент представлен в зоне эскалаторов – три подвесные инсталляции «хрустальные облака», состоящие из сотен тысяч хрусталиков, подвешенных на металлических нитях. Необычно выглядят и безликие манекены с футуристично вытянутыми конечностями (стандарт для «Saks Fifth Avenue»).
Особое внимание уделено освещению. Многоярусные люстры и подсветка не только выполняют основную функцию, но и являются одним из главных украшений магазина. Световая инсталляция «Bubble Chandelier» в обувном отделе – точная копия известной люстры во флагманском магазине в Нью-Йорке.
«Работы было много. Четыре года только контракт заключали, а сам универмаг построили за восемь месяцев, – подытожила Айгуль Амиржанова. – Очевидно, что магазин станет своеобразным местом встреч. Ведь люди приходят не только за покупками, но за общением, необыкновенной атмосферой, наслаждением».
В целом же, потребительские предпочтения казахстанцев в сегменте «премиум» совпадают с общемировыми. Около 40% занимают продажи одежды и аксессуаров, 20% – косметика и парфюмерия, 15% – ювелирные изделия, алкоголь – от 5 до 8%, предметы интерьера – до 10%.
Рынок роскоши растет
Инвестиции в проект составили более $20 млн. По оценке экспертов «Viled Group», окупаемость займет около семи лет.
Открывая первый магазин «Saks Fifth Avenue» в Алматы, казахстанская компания «Viled Group» рассчитывает стать идеальным решением для всех ценителей моды.
Этим планам вторят и заокеанские партнеры. «Откроем новые горизонты в мире моды не только для Казахстана, но и для всего центральноазиатского региона», – считает Кевин Уиллс, финансовый директор «Saks Fifth Avenue» (США).
Рынок роскоши медленно, но растет. Динамика пока не превышает 10% в год. По прогнозам, если спрос на роскошь достигнет $1 млрд, казахстанцы будут оставлять в стране 60-70% от этой суммы.
История бренда
Мечта Горации Сакс и Бернарда Гимбела построить уникальный специализированный магазин, который стал бы олицетворением моды и роскошной жизни, осуществилась 15 сентября 1924 года – в этот день открылся легендарный магазин «Saks Fifth Avenue» в Нью-Йорке.
В 1996 году «Saks Fifth Avenue» вышла на фондовую биржу под названием «Saks Holdings» и стала публичной компанией.
В 1998 году произошло слияние «Saks Holdings» и «Proffitt’s», крупнейшего регионального ритейлера. С тех пор компания носит название «Saks Incorporeted».
Летом 2000 года запущен интернет-магазин Saks.com, мгновенно ставший флагманом продаж респектабельной женской и мужской одежды.
Автор - Алина Кириловская