Как будет строиться сотрудничество Казахстана и Китая, какие проекты будут в приоритете и для чего нужен Экономический пояс Шелкового пути — об этом руководитель Центра прикладной политологии и международных исследований Айдар Амребаев сказал в интервью газете «Цзефан жибао», которая выходит в Шанхае. Предлагаем русскоязычную версию интервью казахстанского эксперта.
— Президент Назарбаев Н.А. отправится в Пекин для участия в Форуме «Пояс и Путь» (Интервью было опубликовано перед Форумом — Ред.). Известно, что именно в Казахстане Председатель КНР Си Цзиньпин инициировал ЭПШП. По Вашему мнению, какие результаты достигнуты в течение 3-х лет? У Казахстана какие ожидания от этого Форума?
Я считаю, что взаимоотношения Казахстана и Китая в процессе налаживания континентального Экономического Пояса Шелкового пути являются ключевыми. Именно поэтому лидер Китая провозгласил инициативу Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) именно в Астане в сентябре 2013 года. Это имеет не только символическое, но прагматичное значение. Прошедшие с тех пор годы на деле показали, что Казахстан последовательно поддерживает эту инициативу и на деле присоединяется к ней, видя в ней несомненную пользу как для двустороннего развития, так и для всего регионального процветания.
Одним из главных результатов является разработка и реализация Казахстаном своей Новой национальной экономической программы развития «Нурлы Жол», предусматривающей ее состыковку с целями и проектами ЭПШП по части транспортно-логистического взаимодействия.
Казахстан также поддерживает многоформатное взаимодействие с инициативой ЭПШП по линии сопряжения ее с ЕАЭС, Соглашение о котором было подписано лидерами России и КНР в мае 2015 года в Москве и подтверждено другими лидерами ЕАЭС весной прошлого года в Астане.
Другим важнейшим результатом участия наших стран в ЭПШП является создание финансовых инструментов реализации проектов в рамках данной инициативы, это АБИИ и Фонд Шелкового Пути, что создает необходимые финансовые условия для реализации двусторонних и многосторонних проектов. Большой объем инвестиций Китая в экономику Казахстана также является весомым результатом нашего доверительного и прагматичного взаимодействия.
Третьим важным достижением можно считать Программу индустриальной кооперации, подписанную Главами правительств двух стран в 2014 году. Она предполагает совместную работу по 52 промышленным проектам, включающей в том числе перенос ряда предприятий Китая в Казахстан. При этом непременным условием является экологический и высокотехнологичный характер этих производств.
К реальным результатам совместной работы в рамках ЭПШП являются строительство транспортно-логистической инфраструктуры в наших странах, которые теперь можно рассматривать как единую сеть транспортного коридора через наши страны. Таковы проекты введения в строй морского терминала и транспортно-логистического центра Казахстана в порту Ляньюнган /КНР; создание Международного Центра Приграничного Сотрудничества «Хоргос — Восточные Ворота» на казахстанской-китайской границе; завершение строительства автодорожного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай» на территории Казахстана и Китая (правда российский участок пока даже не проектировался!); введена в строй железнодорожная ветка Казахстан — Туркменистан — Иран, которая продлевает транспортный коридор из Китая в Персидский залив; в рамках двусторонних соглашений по совместному рациональному водопользованию трансграничных рек введен в строй совместный гидроузел «Достык» на реке Хоргос, который является примером особого доверия и поддержки двух стран друг друга.
Так, что Казахстану есть что отметить в плане поддержки инициативы ЭПШП и казахский президент едет в Пекин не с пустыми руками.
Думаю, что ожидания перед Форумом самые оптимистичные. Казахстан заинтересован в скоординированном участии всех стран региона в инициативе ЭПШП с целью выработки оптимальной модели регионального сотрудничества. Первые шаги к интегрированному решению совместных проблем странами региона уже сделаны. Например, у Казахстана есть соответствующие договоренности с новым лидером Узбекистана президентом Мирзиеевым о совместном казахско-узбекском освоении рынка продовольствия Китая и расширении транзитных перевозок между Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном.
— В Вашей статье пишется, что
Казахстан представляется континентальной страной и находится
в активном поиске собственной модели модернизации. Та же самая
ситуация существует во многих странах Центральной Азии. По Вашему
мнению, в чем состоит
значение ЭПШП для Казахстана и стран Центральной Азии?
Современный мир развивается не по линейной и одномерной траектории социально-экономического и политического развития. Мы видим сегодня разнообразные вызовы, кризисы развития и новые инновационные их решения. Поэтому и страны, которые ставят перед собой стратегии опережающего развития находятся в поиске новых передовых моделей модернизации. Не исключение в этом ряду и Казахстан. Наша страна ставит задачу вхождения в 30 наиболее развитых стран мира с высокими стандартами ОЭСР. Это сложная, но вполне достижимая задача с учетом потенциала нашей страны. В этом отношении инициатива китайского руководства по налаживанию Экономического континентального транспортного коридора Шелкового Пути и предложенная концепция «Один пояс, Один путь», представляющая собой китайское видение глобального развития являются важными ориентирами для Казахстана.
Мы страны-соседи и добрые друзья, имеющие сходную азиатскую ментальность, видение справедливых принципов мирового порядка и надеющихся на совместное благополучное развитие всего региона. Поэтому значение китайской инициативы и доброй воли Великого Восточного Соседа для нас имеет огромное значение.
Интенсивная торговля и обмен технологиями между Востоком и Западом, Севером и Югом, в центре которого находится Казахстан и регион Центральной Азии, — это то, что может способствовать активизации экономической жизни в наших странах, стимулировать модернизационные процессы, открыть новые «рыночные ниши» в мировом разделении труда. Достаточно емкий и динамично развивающийся рынок потребления Китая может стать, по примеру «азиатских тигров», новым драйвером роста для стран к западу от Китая. В этом плане инициатива ЭПШП провозглашена как нельзя кстати и обладает большим синергетическим эффектом. В странах вдоль ЭПШП могут быть созданы новые производственные, торговые, технологические, инфраструктурные, коммуникационные «цепочки», формирующие экономическое пространство с новыми качественными характеристиками развития. При реализации таких перспективных задач весь наш регион может превратиться из «зоны замкнутого континентального развития» в пространство передового инновационного социально-экономического проектирования и высокого уровня жизни для наших граждан. В этом я вижу значение и стратегическую цель инициативы ЭПШП для Центральной Азии. Мы должны этим историческим шансом обязательно воспользоваться.
— В Казахстане выдвинуты ряд программ
развития, в том числе Концепция индустриально-инновационного развития
на 2015 — 2019 гг., Стратегия«Казахстан —
2050», «Светлый Путь»
Да, в Казахстане существует много различных программ и стратегий развития. Они являются своего рода ориентирами нашего движения вперед. Надо отметить особо, что некоторое время мы находились в поиске локомотива своего ускоренного социально-экономического развития, обращаясь, то к опыту России, то к либеральным моделям Запада, то к автократическим системам Востока. Однако, слепое копирование не является эффективным, необходима творческая переработка имеющегося опыта и разработка собственной прагматичной стратегии развития исходя из выгодной конъюнктуры и наиболее удачных схем кооперации с растущими экономиками, определение и участие в перспективных трендах мирового развития.
Для нас сейчас Китай интересен с разных сторон. Это не только вторая экономика мира, но также модель гармоничного политического и социально-экономического проектирования. В последнее время Китай берет на себя инициативу по продвижению экономической глобализации, о чем недавно заявил Председатель КНР Си Цзиньпин на Давосском Форуме. К тому же, Китай это огромный рынок, который находится рядом, и где соответственно транспортные издержки могут быть минимизированы.
Думаю, что эти преимущества могут раскрыть для совместного процветания самые разные направления сотрудничества. Это и транспортно-логистическое взаимодействие с ориентацией на внешние рынки производства и потребления; это и перспективная база сельскохозяйственного назначения для производства экологически чистого продовольствия с ориентацией как на региональные рынки, такие как рынок потребления таких многонаселенных стран как Китай, Индия, Пакистан и др, так и глобальные рынки; наше сотрудничество может также сосредоточиться на трансферте высоких технологий с учетом растущего качества человеческого капитала; индустрия туризма и развлечений с учетом емкого рынка может «потянуть» за собой разные смежные области; наши страны обладают огромным потенциалом в сфере добычи, разработки и доставки различных видов энергии, в том числе и альтернативных ее видов.
— У Вас
есть впечатляющая история или детали о двухстороннем сотрудничестве
в рамках ЭПШП? Расскажите, пожалуйста, историю, которую Вы испытали
или услышали.
Я не занимаюсь бизнесом в прямом смысле этого слова. Меня интересует интеллектуальное сопровождение актуальных международных проектов. Я могу лишь привести примеры успешной межстрановой интеллектуальной кооперации. Благодаря провозглашенной инициативе ЭПШП, между нашими странами интенсифицировались контакты между «мозговыми центрами» и отдельными экспертами наших стран. Наши народы буквально открылись друг другу в смысле обмена информацией, собственными научными разработками, образовательными программами, культурными достижениями. Таким неожиданным открытием талантов друг друга может служить феноменальный пример успеха казахского эстрадного певца Димаша Кудайбергена на китайском музыкальном конкурсе.
В целом, я считаю, что к главному смыслу идеи налаживания нового Шелкового пути, можно отнести, прежде всего, формирование в наших головах своеобразного Smart Silk Road, — Умного Шелкового Пути, который сближает народы, улучшает качество человеческого капитала, делает наш мир более разнообразным, мозаичным, приводит к обмену не только материальными, но и духовными ценностями и смыслами между народами, стимулирует инновационное развитие.
Ведь еще 20−25 лет назад этого не было и мы были отчуждены друг от друга, хотя жили рядом веками…
— Мы знаем,
что Казахстан является важным участником ЕАЭС. Кроме того, Казахстаном
и ЕС подписано соглашение о расширенном партнерстве. Как
Вы оцениваете взаимоотношения и сотрудничество между проектами ЕАЭС,
ЭПШП, ЕС?
Казахстан придерживается многовекторной стратегии внешней политики. И это отвечает цели создания миролюбивой, дружественной обстановки для налаживания взаимовыгодных контактов с разными странами. Для нашей страны, долгое время находившейся в орбите эксклюзивного влияния России, одним из важных в человеческом отношении является сохранение культурных связей со своим историческим прошлым, во многом ассоциирующимся с Россией, особенно имея в виду поколение жившее в советский период нашей истории. Нас объединяет гуманитарное и информационное пространство и по ныне. В целях постепенного выхода на мировые рынки нам необходим опыт экономической конкуренции и диверсификации на малых, адаптированных рынках, которым является рынок постсоветских стран ЕАЭС. В настоящий момент этот рынок отражает текущие потребности нашей экономики.
Но вместе с тем нам необходимы будущие ориентиры и достойные перспективы. Мы стремимся также к высоким стандартам жизни, как например, в странах Европейского Союза. Наше молодое поколение во многом сориентировано на ценности западного общества потребления, отстаивание прав человека, других гуманитарных свобод и проявлений личности. Поэтому наше руководство выступает за расширенное партнерство с ЕС.
При этом, как уже отмечалось выше, мы нацелены на высокие темпы роста экономики, открытие перспектив эффективного сотрудничества с Китаем в рамках ЭПШП, создание условий наилучшего экономического благоприятствования с целью взаимного процветания КНР и Казахстана.
Конечно, отношения ныне между ЕС и ЕАЭС не самые лучшие, поэтому Казахстан выступает медиатором по целому ряду проблем между ЕС и Россией, стремясь улучшить и гармонизировать взаимодействия, например, преодолеть санкционный режим между странами. В отношении ЕАЭС и ЭПШП Казахстан поддерживает стратегию сопряжения, хотя приоритетом национального экономического развития полагает состыковку программ экономического развития Казахстана и Китая в рамках ЭПШП.
— Какое
у Вас предложение о развитии сопряжения, сотрудничества по линии
ЭПШП в ШОС. По вашему мнению как можно дальше продвигать ЭПШП
на благо народам всего мира?
ЭПШП была официально признана в качестве экономической стратегии ШОС на Ташкентском Саммите ШОС в прошлом году. Хотя Казахстан с самого момента провозглашения инициативы ЭПШП выступал за принятие ее в качестве экономической платформы ШОС, считая, что организация не может строится только на обеспечении вопросов безопасности. Руководство страны выступало и выступает за расширение корзины сотрудничества между странами в рамках ШОС. В этом году в июне состоится Саммит Глав-государств ШОС на котором будут приняты новые члены организации, — Индия и Пакистан. Думается, это несколько усложнит процесс принятия решений в ШОС, но вместе с тем потенциально открывает для ЭПШП новые горизонты развития в направлении Южной Азии. Считаю, что гармонизации национальных экономических интересов стран-членов ШОС, в том числе и новых членов, будет посвящено достаточно много внимания.
Вообще же, проект ЭПШП и шире, концепция «Один пояс, один путь», являются глобальной инициативой, а не узко страновой или региональной. Поэтому она имеет значение для всего мира и должна включать в себя интересы и участников из разных стран, как государственных, так и частных. Необходимо расширять диалог между странами, формировать открытые площадки для взаимодействия, в том числе транснациональных бизнес групп. При этом, следовало бы избегать геополитического противостояния и конфронтации, формирования противоборствующих друг другу блоков. Нужно исходить из идеи совместного процветания и сотрудничества во благо народов.