В начале прошлого года в Казахстане ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов, в которой подчеркивается необходимость их вовлеченности в политическую жизнь страны. Однако на данный момент, по словам советника министра образования и науки Кайрата Иманалиева, участие инвалидов в политике и управлении ограничивается их представительством в двух сельских районах. Эти скромные данные общественный деятель озвучил, отвечая на вопрос корреспондента центра деловой информации kapital.kz, в ходе пресс-конференции «Продвижение инвалидов в мажилис и маслихаты».
Спикер также подчеркнул, что в законодательную власть должны избираться люди, не понаслышке знающие проблемы той или иной социальной группы. Правда, как сказала председатель Ассоциации женщин с инвалидностью «Шырак» Ляззат Калтаева, ранее инвалиды уже пытались участвовать в выборах, но не получили должной поддержки со стороны политических партий. «Сейчас, я считаю, уже пришло время, когда партии должны поддержать инициативу», - сказала Ляззат Калтаева.
Кроме того, сами инвалиды готовы взять на себя ответственность за законотворчество: среди них, как подчеркнули спикеры, есть люди с высшим образованием, которые уже участвовали в разработке законодательных актов, проведении различных исследований и предоставлении специальных социальных услуг. Поэтому, как подчеркнула Ляззат Калтаева, инвалиды, говоря о своем желании участвовать в законодательной власти, имеют в виду свое законное право, а не поблажки.
Кроме того, во всяком случае в ближайшие годы, принципиально важно, чтобы интересы инвалидов в законодательных органах представляли сами же инвалиды. «В уставе одной из крупнейших организаций в мире, которая занимается вопросами инвалидов, есть пункт, согласно которому ее лидером должен быть не просто человек с инвалидностью, но с тяжелой ее формой. Казалось бы, это дискриминация в отношении другого человека, у которого форма инвалидности более легкая. Но считается, и это подтверждено опытом, что человек со сложной формой инвалидности может учитывать интересы самых разных групп инвалидов, он шире видит ситуацию. Хорошо это или плохо, но личный опыт инвалидности позволяет понимать всю глубину вопросов, которые будут рассматриваться в рабочих группах или на заседаниях Парламента. Представители различных общественных объединений, которые занимаются этой темой, но сами инвалидности не имеют, действительно очень сильно продвигают интересы инвалидов, но все тонкости и детали все-таки скрыты для них, а потом это может сказаться», - отметила Ляззат Калтаева.
Али Аманбаев, председатель Союза организаций инвалидов Казахстана, в этой связи подчеркнул, что на сегодняшний день, когда в здании Парламента нет условий для инвалидов, их личное участие в политической жизни - крайне важный вопрос. «Это в Германии или Финляндии уже не так принципиально, участвуют ли инвалиды сами в законотворчестве. Там они вполне могут делегировать эти права другим. У нас же необходимо создавать прецеденты, развивать политическую культуру», - сказал Али Аманбаев.
Он также добавил, что, когда о проблемах инвалидов, выступая в Парламенте, говорит человек, на личном опыте понимающий проблему, его слова звучат куда более веско, чем слова того, кто подобного опыта не имеет.