Дата вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) переносилась неоднократно. Напомним, страна начала процесс присоединения к ВТО в 1996 году, уже в феврале получив статус наблюдателя. Дату вступления неоднократно корректировали, эксперты пророчили даты вступления и на 2005-й, и на 2012-й, и на 2014-й. Теперь, когда Казахстан наконец-то вступает в ряды организации, «Капитал.kz» решил разобраться в том, какие выгоды получит страна и настолько ли серьезны негативные последствия, о которых говорят противники этого решения.
Окно в Европу
К позитивным факторам вступления Казахстана в ВТО относится расширение доступа казахстанских товаров к рынкам стран – членов ВТО. Благоприятные условия распространяются на импортные, экспортные и транзитные торговые операции, международные платежи и таможенные пошлины. Таким образом, как для потребителей, так и для производителей стираются грани между внутренним и внешним рынками. Вместо них появляется один глобальный рынок. С другой стороны, через такое окно в Казахстан могут хлынуть товары из остальных 160 стран-участниц, что сделает отечественные товары неконкурентными. В этом спорном вопросе выиграть смогут только сами потребители, которые в большом объеме получат разноплановые товары с мировых рынков. «Ключевой задачей государства в условиях членства в ВТО становится защита от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных поставщиков товаров и услуг, а также участие в международных спорах для защиты интересов отечественных поставщиков. При этом следует учесть, что, по правилам ВТО, исчезает возможность субсидирования экспорта отечественных товаров и услуг», – объясняет ведущий эксперт по экономическим исследованиям Института мировой экономики и политики Азамат Нурсеитов.
Как напоминает спикер, государство теперь обязано будет соблюдать все принятые обязательства в рамках ВТО. В противном случае другие страны – члены ВТО вправе принять торговые санкции против товаров и услуг казахстанских поставщиков. Вместе с тем может сложиться такая ситуация, когда с внутреннего рынка могут уйти отечественные игроки, которые не выдержат резко возросшей конкуренции.
Управляющий директор АО «Kaznex Invest» Газиза Шаханова считает, что главное, на что следует обратить внимание, это поиск специалистов, которые смогли бы защитить отечественного производителя. «Нужны специалисты в международной торговле, юристы по зарубежному торговому праву, международному праву, торговым спорам, для того чтобы ежедневно скрупулезно «рыть» материалы по тому, как другие страны защищают и поддерживают своих производителей. Не задевает ли это интересы казахстанских экспортирующих отраслей, как живут казахстанские производители в условиях демпингового импорта (это особо интересная тема). Вот тогда станет ясно, зачем Казахстан вступал в ВТО», – говорит спикер.
Традиционно, наиболее уязвимой отраслью при вступлении в ВТО остается сельское хозяйство, которое очень чувствительно к конкуренции. Именно оно, как правило, наиболее активно поддерживается со стороны государства. Финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин утверждает, что больше всего пострадают отрасли машиностроения и сельского хозяйства, так как значительно возрастет конкуренция с импортом. «Здесь важно соблюсти баланс между стимулами для роста и разумным протекционизмом. Собственно, поиском тонкого баланса в значительной мере объясняются столь длительные сроки вступления. С макроэкономической точки зрения может немного ускориться темп роста ВВП и снизиться инфляционное давление. При этом может пострадать торговый баланс. Судя по всему, обязательства перед ВТО будут иметь приоритет. Таким образом, не исключен пересмотр и/или сближение договорно-правовой базы в рамках ЕАЭС», – говорит он.
В одной упряжке
Если в ВТО предполагается снижение тарифов, то в ЕАЭС – их повышение для третьих стран и уменьшение внутри регионального объединения. Напомним, что из стран ЕАЭС в ВТО не входит только Беларусь, которая пока находится на стадии переговоров. Россия вошла в состав ВТО еще в 2012 году, Армения стала 145-м членом в 2003 году. Первым из стран ЕАЭС в ВТО вошел Кыргызстан в 1998-м. При этом следует учитывать, что между Россией, Казахстаном и Беларусью сохраняется договоренность о согласованном вступлении в ВТО.
По словам директора Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгения Винокурова, членство Казахстана в ВТО – важное условие запуска переговоров о зонах свободной торговли с крупными торговыми партнерами ЕАЭС. В то же время спикер отмечает, что столь длительный процесс вступления пойдет только на руку и приводит в пример Кыргызстан, который, по его словам, поспешно принял все условия игры ВТО, тем самым сдал позиции на собственных рынках. «Это также необходимое условие будущих переговоров Евразийского союза с Европейским союзом. Столь длительные переговоры – почти 20 лет – это скорее положительная характеристика их результатов. Россия вела переговоры 18 лет и вступила в ВТО с относительно приемлемыми условиями. Украина и Кыргызстан в свое время вступили в организацию очень быстро ценой полной сдачи своих рынков», – говорит спикер.
Нужно отметить, что негативные прогнозы в виде резко возросшей конкуренции, которая может задушить часть отечественных рынков, могут не оправдаться, как это произошло с северным соседом. На момент вхождения России в ВТО там строились самые мрачные прогнозы, которые впоследствии не подтвердились. Конечно, проблем избежать не удалось, однако Россия научилась защищать свой рынок, используя инструменты ВТО. Согласно данным, представленным Нурсеитовым, отрасли, которые выиграли от вступления России в ВТО, составили одну треть российской экономики, а те, что проиграли, – лишь 4%. Поэтому можно надеяться, что Казахстан может получить больше плюсов, чем минусов от участия в ВТО.
Нужно отметить, что объем взаимной торговли товарами между странами ТС и ЕЭП с 2010 года вырос на 22% – до $57 млрд. В то время как внешняя торговля с остальными странами составила $868,5 млрд за тот же период. Следовательно, объем внешней торговли с третьими странами почти в 15 раз превышает объем взаимной.
«В 2010 году, когда только начал функционировать Таможенный союз, эта разница составляла 14,6 раза. То есть за прошедшее время она не только не уменьшилась, а, наоборот, немного выросла. Таким образом, страны Таможенного союза и ЕЭП, несмотря на активизацию интеграционного процесса, по-прежнему больше торгуют с третьими странами, чем между собой. И поэтому большое значение приобретает соблюдение Казахстаном, как и другими странами ЕАЭС, международных правил торговли, установленных в рамках ВТО», – объясняет Нурсеитов.
Им будет нелегко
Основной акцент дальнейшего развития торговой политики в рамках ВТО должен быть сделан не столько на меры, применяемые к товарам на «входе», сколько на их развитие внутри страны. Сюда можно отнести вопросы стандартов качества, создания эффективной регуляторной среды, а также разработку мер по поддержке собственного производства. Пока информация об условиях вступления в ВТО остается закрытой, а протокол или доклад рабочей группы по присоединению Казахстана к ВТО не опубликованным. Да и кроме уполномоченных органов Казахстана пока объективно сказать об эффекте от вступления в ВТО никто не может, для анализа нужны исходные данные – условия доступа импортных товаров на внутренний рынок, импортные тарифы, переходные периоды для чувствительных секторов, разрешенные субсидии. Можно с уверенностью утверждать, что позитивный эффект от вступления Казахстана в ВТО будет заметен только в перспективе. Судить о конкретных результатах можно будет лишь в результате анализа всех конкретных условий присоединения.
«Может, мы и потратили 19 лет на процесс по ВТО, все самое интересное начнется сейчас. Нам с этим жить теперь всю жизнь и основная работа начинается именно сегодня. ВТО – это одна большая наука. И нам требуется много знаний и ученых, чтобы постичь ее. Твердое намерение соответствовать нормам ВТО – большой плюс. Не только потому, что весь мир живет по этим правилам, а еще из-за того, что это положительный фактор для Казахстана с точки зрения привлечения инвестиций. Транспарентные правила игры – гарантия для инвестора. Он в любой момент может подать в суд, если увидит, что наши действия противоречат нормам ВТО. Следовательно, повышаются для нас стандарты. Решать конфликтные ситуации внутри ТС и ЕАЭС в связи с этим покажется «семечками». Теперь придется иметь дело со всем миром. В целом ВТО создает всего лишь среду, а то, как мы этим воспользуемся, будет зависеть от нас», – подводит итог Данияр Косназаров, эксперт.
Государство защитит
По словам Газизы Шахановой, управляющего директора АО «Kaznex Invest», государство оказывает протекционистскую деятельность относительно слабых рынков.
- Какого эффекта стоит ожидать после вступления Казахстана в ВТО?
- Пока мы знаем, что ряд льгот, связанных со свободными складами и СЭЗ, сохранены до 2017 года, режим промышленной сборки автомобилей – до 2018 года, знаем, что на поддержку «Агробизнес – 2020» будут выделены $20 млрд (до 2020 года). Исходя из этого, вероятно, что правительство намерено защитить автомобилестроение, агропромышленный комплекс, инвестиционные проекты, необходимые для импортозамещения товаров, не производимых в Казахстане.
- Кто выиграет от подобной интеграции?
- Вообще, смотря чем будет оправдываться вступление Казахстана в ВТО именно в 2015 году. Если будут говорить, что мы вступили для того, чтобы «не остаться за бортом большой компании в виде 90% мировой торговли», то это больше не цель, а страх. К примеру, Иран, Узбекистан, Беларусь, Туркменистан – тоже не члены ВТО, но вряд ли это даст основания делать далеко идущие выводы. А если цель заключалась в перспективах строить будущую торговую политику в предсказуемых или стабильных условиях, то это тоже может оказаться иллюзией. Вряд ли мир предсказуем, особенно в ситуации с взаимными санкциями между Россией и Западом или односторонними спорными санкциями в отношении Ирана. Рынки сбыта для Казахстана останутся теми же (традиционными), но на растущий импорт придется закрывать глаза. Другое дело, что в мире то и дело создаются конкурирующие (по отношению к ВТО) группировки, к примеру, зоны свободной торговли, торговые соглашения/партнерства, союзы, и это хорошо, поскольку ВТО не должна служить искусственному закармливанию страны ГМО-шным импортом или запрету на национальные субсидии в ущерб отечественной промышленности, во всем должна прослеживаться экономическая национальная безопасность.
- Каким образом планируется создавать новые экспортные позиции в условиях свободной торговли?
- Не думаю, что в Казахстане появятся новые экспортные товары, разве что продукты питания с сертификацией «экологически чистая продукция». Структура экспорта, вероятно, останется такой же, 75%/25% или 80%/20% (сырье/обработанные товары), в зависимости от цен на нефть и металлы. Вообще, процесс вступления Казахстана в ВТО коснулся и нашей программы господдержки экспортеров, по своим параметрам она относится к понятиям «запрещенных субсидий» в рамках ВТО, в связи с этим нам рекомендовано изменить критерии программы, что мы и делаем.