Такое мнение в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz высказал Бисембай Искаков, исполнительный директор НОФ «Аспандау».
«Она (коррупция – прим. Kapital.kz) как ржа поразила все общество и, не вылечив весь организм, невозможно вылечить один орган этого организма. Конечно, глупо ждать того часа, когда коррупция будет низведена до приемлемого уровня и ничего не предпринимать для решения накопившихся проблем. Например, проблемы низкого качества высшего образования», - говорит Бисембай Искаков.
На взгляд эксперта, необходимо адаптировать к казахстанским реалиям все инструменты повышения качества высшего образования, успешно используемые в других странах. Такими инструментами стали: академическая самостоятельность вузов, институциональная и специализированная аккредитация, институциональное и специализированное академическое ранжирование, образовательные программы, сфокусированные на результатах обучения, цитируемость научных публикаций, тесная связь вузов с работодателями и многое другое.
По мнению эксперта, результаты рейтинга лучших вузов 2013 года Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества (НКАОКО), нельзя назвать достаточно правдивыми и объективными по нескольким причинам.
Во-первых, методология проведения институционального академического ранжирования вузов, разработанная НКАОКО, не является научно обоснованной, не подвергалась широкому обсуждению академическим сообществом и другими заинтересованными сторонами.
Во-вторых, относительные веса 6 индикаторов и 36 критериев, из которых состоит анкета №1, не прошли достаточной экспертизы. В-третьих, заполненные анкеты №1 представили меньше половины вузов страны, а работники вузов, участвовавших в ранжировании, не прошли необходимого тренинга, что обычно сказывается на достоверности сведений, представляемых вузами.
«НКАОКО обратило внимание на мировую тенденцию, связанную с проведением академического ранжирования вузов по группам специальностей или направлению, называемого специализированным академическим ранжированием, и запустило проект академического ранжирования вузов Казахстана по некоторым группам специальностей высшего образования. Причина такой тенденции очевидна», - прокомментировал Бисембай Искаков.
Основными потребителями информации о рейтинге вузов являются абитуриенты, студенты и их родители, а также работодатели, которые хотят знать: в каком вузе лучше всего готовят специалистов по определенной образовательной программе или по группе близких друг к другу образовательных программ.
«На этот вопрос можно найти ответ, посмотрев результаты специализированного академического ранжирования вузов Казахстана, которые из года в год проводил Национальный аккредитационный центр, а в этом году провел Центр Болонского процесса и академической мобильности МОН РК, являющийся преемником Национального аккредитационного центра», - считает спикер.
По его мнению, следует двигаться дальше и сфокусировать внимание на лидерах и аутсайдерах академического ранжирования вузов, реализующих образовательные программы высшего образования. Решение этой проблемы есть, считает спикер. Оно изложено в Политике развития образования «Информационное общество – 2030».
«Умелое использование такого инструментария, как институциональное и специализированное академическое ранжирование вузов позволяет существенно повысить качество подготовки специалистов с высшим образованием. Об этом свидетельствует мировой опыт, накопленный за последние два десятилетия», - заключил Бисембай Искаков.