Многие казахстанские эксперты констатируют, что рынок услуг аутсорсинга в Казахстане пока развит не очень хорошо. «Среди локальных потребителей существует еще определенного рода недоверие к компаниям, предоставляющим разнообразные сервисы», – рассказала Наталья Куркчи, управляющий директор Antal Kazakhstan.
Основными клиентами провайдеров аутсорсинговых услуг пока являются иностранные компании. Они уже хорошо знакомы с подобным видом бизнеса и могут легко оценить его преимущества для оптимизации работы в конкретных условиях. По мнению спикера, спрос со стороны иностранных компаний стимулирует рост предложения. «В связи с образованием Таможенного союза на рынок услуг Казахстана уже вышли некоторые российские компании, в связи с чем существенно возросла конкуренция. В следующем году она только усилится», – отмечает г-жа Куркчи.
И это не удивительно, ведь аутсорсинг – это удобный инструмент для бизнеса. «Я считаю, что на аутсорсинг может быть передано преобладающее число бизнес-процессов компании, вплоть до производственных. Аутсорсинг позволяет лишить множество проблем компании, получая дополнительные возможности для освоения рынка», – считает Андрей Антипов, директор ТОО «Tenir-Project».
Согласно исследованию, которое провел кадровый холдинг АНКОР среди руководителей различного уровня, наиболее популярными функциями, которые компании передают в аутсорсинг, являются HR, IT и бухгалтерский учет. Если говорить об HR-аутсорсинге, то наиболее известным направлением является рекрутмент. Однако услуга HR-аутсорсинга гораздо обширнее и включает в себя не только подбор персонала, но и такие услуги, как развитие персонала, формирование кадрового резерва, ведение кадрового делопроизводства, расчет заработных плат и компенсаций, налоговая отчетность.
Только 53% респондентов подтвердили, что их компании используют привлеченный персонал, предоставленный кадровыми агентствами. Причем 67% пользуются услугами предоставления персонала на долгосрочные проекты, а 46% компаний пользуются услугами аутсорсинга для предоставления персонала на краткосрочные проекты, 15% пользуются услугой по оформлению персонала в штат провайдера.
Среди преимуществ аутсорсинга 57% участников опроса выделяют оптимизацию и ускорение процессов, 51% – экономию собственных ресурсов, 29% – аутсорсинг привлекает другими факторами. Например, тем, что на краткосрочные проекты не нужно принимать сотрудников в штат, а также экономией времени и снижением рисков для компании. 21% видит в аутсорсинге возможности для повышения эффективности бизнеса.
Исследование также показало, что основной причиной низкой популярности служит отсутствие нужных поставщиков данных услуг на рынке. Однако, даже при наличии таковых,76% респондентов не стали бы передавать в аутсорсинг бизнес-процессы и услуги. Они отмечают самостоятельность в решении данных вопросов, и только 5% объясняют это политикой компании, неудачным опытом, а также спецификой производственных процессов.
«Может показаться, что услуги аутсорсинга – финансово затратное решение. Но это обусловлено тем, что сравнивая стоимость услуг аутсорсинга с затратами на штатных сотрудников, компании считают только видимые расходы – заработную плату, – отмечает Валерия Шевелева, директор кадрового холдинга АНКОР в Казахстане. – Однако существует и львиная доля невидимых расходов, таких как организация рабочего места, обеспечение офисной техникой, расходы на интернет, телефонию, подбор и обучение».
Казахстанские эксперты полагают, что далеко не все компании могут четко оценить достоинства и недостатки аутсорсинга. По мнению г-жи Куркчи, для предприятий еще не понятно, что дорого, а что дешево, так как лишь немногие из них задумываются о долгосрочной перспективе и могут просчитать отложенную выгоду. С другой стороны, многие провайдеры пока оказывают услуги на «очень посредственном уровне».
«Недостаточная развитость аутсорсинга обусловлена, вероятнее всего, не стоимостью услуг внешнего управления (хотя нередко они бывают достаточно дорогими), а другими причинами», – считает Андрей Антипов. В первую очередь, это нежелание компаний открывать посторонним (неаффилированным) людям секреты своего бизнеса. «Конечно, это следствие непрозрачности нашего рынка. К сожалению, по-прежнему существует неравный доступ к различного рода ресурсам, что обуславливает «псевдоконкурентность» рынка», – говорит он.
По прогнозам казахстанских экспертов в области консалтинга, развитие аутсорсинга будет происходить вместе с ростом общей культуры бизнеса, когда компании станут доверять друг другу, верить в порядочность и профессионализм партнеров. Это означает, что сами руководители компаний на практике поймут преимущества передачи части своего бизнеса сторонним профессионалам, увидев эффективность аутсорсинга.
Конкуренция на рынке аутсорсинга в Казахстане растет
Многие казахстанские эксперты констатируют, что рынок услуг аутсорсинга в Казахстане пока развит не очень хорошо. «Среди локальн...
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.