С 1 января 2013 года для организаций, имеющих лицензию на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, требования по капитализации выросли со 140 тыс. до 400 тыс. МРП. Для организации, совмещающей осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя с деятельностью по управлению инвестиционным портфелем, они увеличились с 200 тыс. до 600 тыс. МРП.
Мнения компаний о новых требованиях неоднозначны. Одна часть брокеров считает, что сегодняшняя величина уставного капитала вполне оптимальна и находится вблизи максимальных значений по США, Европе и России, а учитывая жесткую позицию КФН относительно качества активов, позволяла адекватно закрывать риски финансовой устойчивости инвестиционных компаний. Вторую часть брокеров решение Национального банка повысить требования к капитализации не смутило, и они готовы продолжать работать на рынке.
KASE, в лице вице-президента Андрея Цалюка. комментировать решение регулятора отказалась, ссылаясь на информационную политику, согласно которой «биржа оставляет за собой право не комментировать действия и мотивацию регулятора».
Но свой вариант подхода к снижению рисков брокерских компаний на казахстанском фондовом рынке у отечественной биржи есть. По мнению Андрея Цалюка, это тщательно продуманное пруденциальное регулирование брокеров, выстраивание системы кредитования ими своих клиентов, кардинальный пересмотр подхода к манипулированию, решение при этом застарелой проблемы оценки инструментов в портфелях институциональных инвесторов. Также и внедрение в обязательном порядке системы контроля клиентами своих бумаг и денег на счетах в режиме реального времени (подобие интернет-банкинга). Если основная причина увеличения капитализации брокеров – защита местного рынка от экспансии иностранцев, следовательно, необходимо тщательно изучить конкурентные преимущества иностранных (и прежде всего российских) брокеров, приходящих сюда, и лишить их этих преимуществ, соответствующим образом изменив модель регулирования. «Я понимаю, что это не всегда возможно, но здравое движение в данном направлении хотелось бы ощутить. Если обсуждать выдерживают ли казахстанские брокеры конкуренцию с российскими коллегами и возможна ли экспансия российских специалистов на отечественный ЦБ, то, по моему мнению, пока выдерживают. Причем в основном потому, что с ними особенно не конкурируют. Российским брокерам здесь пока не интересно (в основном по регуляторным причинам). Если решить некоторые законодательные вопросы, сдерживающие приход россиян на наш рынок, в возникшей конкуренции выживут единицы. Но и здесь многое будет зависеть от того, в какой регуляторной среде будут к нам приходить иностранцы. То есть не понятно, что им будет разрешено, а что запрещено», – говорит Андрей Цалюк.
Еркебулан Тулибергенов,
председатель правления HalykFinance
По моему мнению, решение Нацбанка повысить уровень капитализации для брокерских компаний оправдано. В настоящее время мы идем путем, по которому в свое время прошла банковская система Республики Казахстан, сократив количество банков и оздоровив таким образом финансовую систему страны. Как показывает статистика, большое количество профессиональных участников в настоящее время никоим образом не способствует повышению ликвидности рынка, так как большая часть брокеров не осуществляет активные операции на рынке. Кроме того, будет логично, если последуют дальнейшие шаги по созданию двухуровневой системы инвестиционных компаний и либерализации законодательства в области рынка ценных бумаг для компаний с повышенной капитализацией (инвестиционных банков). К примеру, необходимо дать возможность крупным инвестиционным банкам сократить расходы и сроки расчетов, работая напрямую с глобальным кастодианом, минуя местные банки-кастодианы. На наш взгляд, необходимо использовать наилучшую практику тех стран, где фондовые рынки успешно отражают активность экономики, а именно США, Великобритании, Германии. Кроме того, пора перейти к пруденциальному регулированию профессиональных участников рынка ценных бумаг с расчетом требований к достаточности собственного капитала в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору и адекватности капитала для инвестиционных компаний и кредитных институтов в Европейском союзе согласно Директиве 2006/49/EC (Capital Requirements Directive). При этом считаем российское пруденциальное регулирование более либеральным.
Что касается привлекательности нашего рынка, то в настоящее время отсутствие ликвидности и небольшая емкость казахстанского рынка ценных бумаг делают непривлекательной возможность выхода на наш рынок российских компаний. Тем не менее, при появлении интереса со стороны российских брокеров к нашему рынку, казахстанские брокеры будут находиться в заведомо невыгодном положении из-за ограничений, установленных казахстанским законодательством, под которые не попадают профессиональные участники-нерезиденты. Благодаря более либеральному законодательству российские брокеры имеют несомненное преимущество в предоставлении более привлекательных условий клиентам для торговли, в частности возможность продажи ценной бумаги, купленной в режиме Т+n, до завершения расчетов по ее приобретению, возможность совершения профессиональными участниками и их клиентами маржинальных сделок и заемных операций ценными бумагами и т.д. Если брокерам дать возможность маржинального кредитования, то это позволит повысить ликвидность и емкость рынка ценных бумаг. Мировая практика позволяет брокерам кредитование клиентов под залог ценных бумаг, а также осуществление сделок с финансовым инструментами, по которым расчеты еще не произведены.
Тимур Турлов,
генеральный директор Freedom Finace
Национальный банк считает, что повышение требований к капиталу брокеров может сократить риски контрагентов в рамках введения на бирже торгов по правилам Т+n, которые предусматривают заключение сделок с ценными бумагами на KASE без обязательного предварительного депонирования.
Я не согласен с позицией Нацбанка. Считаю, что данная мера – слишком «ковровая бомбардировка», и помимо решения ряда проблем она принесет массу новых проблем и неизбежное ограничение конкуренции для рынка.
В России более либеральные требования к структуре капитала брокера, и в его капитал, фактически, включаются почти все обращаемые на бирже инструменты, что позволяет реализовывать собственную инвестиционную политику значительно свободнее.
Главное различие в регулировании сейчас с точки зрения возможности вести бизнес в принципе – это отсутствие вменяемого механизма маржинального кредитования клиентов. Потому, я считаю, что было бы целесообразно дополнить положение о расчете минимального размера собственного капитала брокера положением, которое аналогично российскому. В качестве ликвидных активов брокера и дилера, в объемах, предусмотренных приложением к настоящим Правилам, признаются следующие активы: 20-1) маржинальные займы, предоставленные брокером и дилером юридическим лицам, которые не являются аффилированными лицами по отношению к брокеру и дилеру, не просроченные по условиям договора, и с учетом требований п. 3-1. настоящего Положения, в сумме, не превышающей 8(15)-кратного размера собственного капитала (это требования американского SEC). Мы за то, чтобы у рынка была ликвидность, у клиентов –дополнительные возможности, а у компаний – необходимые им доходы.