Редакция
Делового портала www.kapital.kz провела
независимое исследование совместно с республиканской санитарно-эпидемиологической
станцией. Для изучения качества в СЭС поступили образцы молока от трех
стран-производителей – Казахстана, России и Беларуси.
Так, выяснилось, что российское молоко, которое было декларировано на упаковке с жирностью 3,2% обладает этим показателем на уровне 2,8%. Это показали лабораторные исследования. При этом, по уровню белка молоко из РФ отвечало своим показателям.
С молоком белорусского производителя сложилась иная картина: жирность соответствует данным на упаковке, но преувеличено количество белка в продукте. За цифрой 2,6% белка скрывалась иная цифра – 2,3%.
Казахстанское молоко также грешит несоответствием. Так, заявленный параметр «жирности» преувеличен, в то время как белок, полностью соответствует обещанным на упаковке данным. По словам санитарного врача Маржан Апсеметовой, ценность жирности молока не так важна, как важен белок, с точки зрения здорового питания. И, тем не менее, чем выше жирность этого продукта, тем выше его цена, а значит налицо обман производителей.
По данным Молочного Союза Казахстана, 85% молока собирается в личных подсобных хозяйствах Казахстана, но на переработку поступает только 30%. Переработчики молока в Казахстане строят собственные молокоприемные пункты, иногда на животноводческих фермах. Но проблема сырья для производителей молока все равно стоит достаточно остро. Согласно данным агентства по статистике РК, за последние три года литр молока стал дороже на 56%. Выход из ситуации производители видят в создании кооперации фермеров и в формировании крупных государственных ферм. Такие макрохозяйства обеспечат производителей молока качественным и здоровым сырьем, которое отвечает техрегламенту. Для этого будет необходимо проводить неусыпный ветеринарный контроль.
Сегодня отсутствие
централизованного пункта приема молока ощутимо сказывается на его цене, считает
Лидия Михеева – эксперт Молочного Союза Казахстана. Но не только этот фактор
влияет на цены в молочном бизнесе Казахстана. По ее словам, в Казахстане «низкая
продуктивность животных».
«В среднем у нас корова
дает 2 тыс. 220 литров в сезон, а в Беларуси 4 тыс. 700 литров. Это нам надо две
коровы держать, чтобы такое же количество молока получить. А корову надо содержать и кормить. У нас очень дорогие
корма. Не хватает земли, пригодной для выращивания кормовой культуры, говорят
фермеры. Стоит отметить, что животные на фермах, где решен вопрос качественных
кормов, тоже дают до 6 тыс. литров молока», – отмечает она. Но, тем не менее, цены на отечественное и
импортное молоко в магазинах и супермаркетах Казахстана находятся фактически в одном
диапазоне.
Свой взгляд на эту ситуацию высказали представители компании Raimbek FMCG Division, операционный директор Арсен Давленов и коммерческий директор Денис Постригань. (Компания предоставила возможность корреспондентам делового портала www.kapital.kz ознакомиться с производством молока на заводе).
«В Республике Беларусь молока намного больше, но, по качеству продукта мы не уступаем. Только из-за дефицита сырья стоимость нашего продукта выше. И сегодня, зарубежные производители, которые дают цену ниже, «берут» полки. Большой разницы в ценах на полках вы не увидите. Но по неофициальным данным, россияне дают хорошую маржу дистрибьюторам и дистрибьюторам, конечно, выгоднее реализовывать их продукцию. Наш внутренний рынок – 16 млн. человек, а рынок России – мультимиллионный. Это говорит о том, что у них совершенно иные объемы и возможности. Чтобы казахстанские производители могли конкурировать с зарубежными производителями, нам сначала нужно развить аграрный потенциал нашей страны…». Как отметил коммерческий директор компании, Денис Постригань, если ТС открыл для России почти беспроблемный казахстанский рынок, то для Казахстана экспорт молока в Россию - задача более сложная:
«Разрешение на перевозки продукции из РК по железной дороге в Россию очень сложно получить, его дает ОАО «Российские железные дороги». И помимо того, что процесс этот долгий, ответ бывает отрицательным. Можно ввозить в ближайшие регионы автотранспортом, но это дорого, и цены в итоге выходят высокими для российского рынка», – отметил Постригань.
Этапы производства молока начинаются с приема сырого продукта в лабораторию, где проводится анализ сырья. Чаще всего молоко не соответствует по редуктазии (содержанию в молоке микробов). Термоустойчивость молока также еще один важный фактор. «Мы принимаем только термоустойчивое молоко», - говорит главный технолог предприятия Галина Дьяченко. По ее словам, корова должна быть здоровой, а ее питание должно быть сбалансированным. При соблюдении необходимых условий ухода за животным можно получить качественное молоко. «Своевременное охлаждение молока, до 4 часов, наверное, одно из важнейших условий», – подчеркивает она.
Сегодня компания сотрудничает с фермерами Алматинской области. На завод от каждого фермера поступает от 1,5 до 10 тонн сырого молока. «Мы сотрудничаем с фермерами Алматинской области, - говорит Арсен Давленов, - наши молоковозы выезжают в населенные пункты в радиусе 200 км от завода. Если собранного молока не хватает, мы покупаем молоко в Кыргызстане. По данным агентства по статистике РК, в нашей стране в 2012 году было собрано сырого молока 4 млн. 851 тыс. тонн – это крайне завышенная цифра. На 30% и даже больше. Если бы в Казахстане собирали такое количество молока, то цена на него не росла бы ежегодно на 50%. Сегодня сырое молоко стоит 100-110 тенге за литр. В нашей стране самое дорогое сырое молоко. В России оно ниже по цене на 16%, а в Беларуси – на 40%. Нам нужно возобновлять «молочные фермы», как при Советском союзе. Тогда и у нас, и у других отечественных производителей молока будет грамотно выстроенная логистика. Представьте, чтобы собрать молоко в радиусе 200 км, сколько требуется потратить бензина, химреактивов и времени. Все это, естественно, сказывается на высокой себестоимости продукта и на его конечной цене». Как отмечает Денис Постригань, такие факторы, как колебание курса иностранной валюты, повышение цен на упаковку (предприятие закупает упаковку у зарубежного производителя), инфляция - на конечную стоимость продукта влияет незначительно.
Процесс производства молока на заводе, от приема сырья до розлива в тетра пакеты, полностью автоматизирован и исключает влияние человеческого фактора. Перед запуском каждой партии продукта, все оборудование очищается горячим паром. Сначала молоко проходит через такую установку как «Сепаратор»: в нем сырье фильтруют от посторонних примесей. Затем молоко поступает в «Бактофугу», где оно очищается от микроорганизмов. После это сырье проходит через установки «Пастеризация» или «Ультрапастеризация», где оно нагревается в течение 4 секунд до температуры 72 или 139 градусов по Цельсию соответственно, а затем резко охлаждается. Молоко проходит через все этапы производства непрерывно. Ультрапастеризация, стерильные условия розлива молока, защищенная от каких-либо проникновений извне герметичная упаковка молока – эти факторы позволяют хранить продукт длительное время, заключает Галина Дьяченко. Готовая продукция в течение 10 дней хранится на складе и поступает в продажу только после необходимых испытаний в государственных лабораториях.
«85 процентов от нашей себестоимости, – рассказывает Арсен Давленов, – это сырье, материалы и производственные расходы. Это само молоко, упаковка и гофра, а также производственные расходы – коммунальные услуги и зарплата сотрудников. 12% – это логистика и маркетинг. Логистика включает 2% - это доставка сырого молока и 4% – дистрибуция его по регионам. «Чистая» маржа составляет 2-3%».
Завод рассчитан на производство 240-260 тонн готовой продукции в сутки, рассказывает Давленов: «Мы из-за нехватки сырья производим всего 150 тонн готовой продукции в сутки. Зимой меньше, летом больше. Зависит от сезона». По его мнению, Республика Беларусь нарастила свой аграрный потенциал за годы независимости. А Казахстан свой потенциал потерял.
«Сейчас Белорусь является основным поставщиком сухого молока в Россию, в Казахстан и ближнее зарубежье. У них хватает сырья для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, а остается молоко для сушки, на его перевод в состояние порошка, когда вода полностью выпаривается. И это сухое молоко продается в страны, где есть большой дефицит сырого молока. Такой дефицит есть и у нас и в России. И большинство производителей российского молока используют сухое белорусское молоко».
Но, сухое молоко, вновь переведенное в жидкое состояние, не может называться молоком в своем первородном значении. «Это молочный напиток, - говорит Маржан Апсеметова. Стоит подчеркнуть, что в Казахстане нет такого стандарта, при котором можно было бы дать какое-то определение термину «Молочный напиток»».
«Молочный напиток содержит растительные жиры, к примеру, пальмового масла, - продолжает Арсен Давленов. Это проблема, но в этом случае, определить растительные жиры можно. Вторая проблема, - никакая лаборатория не покажет, что воссозданный из сухого молока продукт не является натуральным. Есть СЦМ (сухое цельное молоко) - в нем остаются и белки и жиры. А есть ОМЖ (обезвоженный молочный жир) - молоко перегоняют через сепаратор, отделяют жир, а есть еще СОМ (сухое обезжиренное молоко). Как вы понимаете, в любом случае, основное составляющее молока – белок, сохраняется. Сухое молоко, при добавлении воды и натурального молочного жира не будет ничем отличаться от натурального молока. Есть какая-то потеря микроэлементов, но ни одна лаборатория не покажет, что же здесь не так, при условии, что не используются растительные жиры».
Автор: Меруерт Пралиева