USD
442.05₸
EUR
474.14₸
RUB
4.74₸
BRENT
83.76$
+0.080
BTC
59243.60$
+1435.900

В Нацбанке сообщили, когда банки вернут государственные деньги

Директор департамента банковского регулирования Олжас Кизатов об оздоровлении банков: «Нацбанк предъявил жесткие требования к банкам»

Share
Share
Share
Tweet
Share
В Нацбанке сообщили, когда банки вернут государственные деньги- Kapital.kz

В 2017 году государство запустило программу по повышению финансовой устойчивости банковского сектора для поддержки пяти крупных банков, которым были выделены 653 млрд тенге. Директор департамента банковского регулирования Национального банка Олжас Кизатов в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz подвел промежуточные итоги программы и рассказал о том, как банки выполняют свои обязательства.

- Почему государство решило помочь банкам в 2017 году и потратило на эти цели более 653 млрд тенге?

В 2017 году Национальный банк выделил более 650 млрд тенге для реализации программы по повышению финансовой устойчивости банковского сектора. Средства получили пять банков.

          Основными причинами для оказания государственной помощи стали неблагоприятные факторы, с которыми столкнулись отечественные банки.

          В результате международные агентства пересмотрели рейтинги ряда казахстанских БВУ в сторону понижения. Аналитики аргументировали свои прогнозы увеличением давления на показатели капитализации, прибыльности и ликвидности банков.

          Кроме того, в системе наблюдалось снижение качества ссудного портфеля из-за увеличения уровня реструктурированных займов. По состоянию на 1 июня 2017 года, уровень потенциального NPL (займы с просрочкой свыше 90 дней и реструктурированные займы) оценивался около 36%.

Высокая доля проблемных займов оказывала давление на капитал банков и сдерживала темпы кредитования экономики.

В связи с этим государство обязало акционеров финансовых институтов докапитализировать банки и выделило 650 млрд тенге на солидарной основе для стабилизации ситуации. Эти средства участники рынка получили под определенные условия и проценты.

- Некоторые эксперты считают, что не нужно поддерживать банки и полагают, что Нацбанк дал банкам средства бесплатно? Так ли это на самом деле?

Отмечу, что господдержка банков – достаточно распространенная мировая практика. Правительства США, России, Великобритании и Италии в разные годы также оказывали финансовую помощь банкам во время сложных экономических ситуациях. Например, США выделили 245 млрд долларов, а Италия – 20 млрд долларов.

Пять крупных банков, которые получили государственную помощь в размере 653 млрд тенге, вернут все средства в течение следующих 13 лет. В результате государство заработает более 1 трлн тенге вместо выданных банкам 653 млрд тенге.

     Относительно вопроса целесообразности поддержки отмечу, что в соответствии с законодательством для обеспечения финансовой стабильности государство вправе оказывать поддержку крупным банкам, имеющим значимость на кредитном и депозитном рынках.

Негативное влияние внешних факторов, а также корректировка курса национальной валюты, привели к сложностям у заемщиков банков (физических и юридических лиц), что оказало давление на капитал банков. Учитывая значимость банков в системе (совокупная доля депозитов физических лиц составила 20,8%, совокупная доля депозитов юридических лиц составила 18,4%) Национальным Банком оказана поддержка данным банкам.

Кроме того, самих акционеров также обязали обеспечить докапитализацию своих банков.

Денежные средства предоставлялись банкам путем приобретения Национальным Банком в лице дочерней организации АО «Казахстанский фонд устойчивости» (КФУ) субординированных облигаций банков в размере не более 66% от суммы потенциального убытка каждого банка на условиях возвратности, срочности и платности.

По условиям программы финансовые институты ежегодно выплачивают АО «Казахстанский фонд устойчивости» вознаграждение в размере 4% или 26 млрд тенге.

- Какие обязательства есть у этих банков перед государством и добросовестно ли они их выполняют?

Нацбанк предъявил достаточно жесткие требования к банкам-участникам программы по выполнению в течение 5-ти лет определенных обязательств, неисполнение которых влечет применение мер надзорного реагирования или конвертацию субординированных облигаций в простые акции банка, т.е. дочерняя организация Национального Банка фактически станет акционером этих БВУ с правом продажи этих акций новым инвесторам.

Каждый банк, участвующий в программе, предоставил надзорный план мероприятий по повышению финансовой устойчивости. Пять банков должны принять меры для формирования провизий. Также акционеров обязали докапитализировать банки.

Кроме того, банки должны повысить транспарентность структуры акционеров и не проводить докапитализацию за счет заемных средств. Ограничены выплаты бонусов руководящим работникам и выплаты дивидендов акционерам банка по простым акциям. В последующие 5 лет после запуска программы финансовые институты также ограничены в выдаче займов с высоким уровнем риска.

За прошедшие годы пять банков постепенно наращивали собственный капитал, при этом два банка досрочно вышли из программы, выполнив свои обязательства перед государством по формированию провизий в объемах достаточном для покрытия убытков банков.

Нацбанк тщательно следит за выполнением обязательств и ежеквартально получает от банков соответствующие отчеты по исполнению принятых обязательств.

- С момент запуска программы прошло более 2 лет. Каковы ее предварительные итоги? Можно ли сказать, что банковский сектор добился финансовой устойчивости?

Согласного результатам нашего мониторинга, дополнительный доход по субординированным облигациям в размере порядка 350 млрд тенге был полностью направлен банками на формирование дополнительных резервов по проблемным займам.

Одновременно, за период с конца 2017 года по настоящее время банки самостоятельно аккумулировали нераспределенную чистую прибыль в размере около 200 млрд тенге, которая также использована на покрытие рисков по кредитному портфелю.

Банки, участвующие в программе, за период 2017-2019 годы не выплачивали акционерам дивиденды по простым акциям, оставляя всю чистую прибыль в капитале. Дополнительно, размер денежных вливаний в уставный капитал банков со стороны акционеров составил порядка 274 млрд тенге, банками аккумулирована нераспределенная чистая прибыль порядка 200 млрд тенге.

Остальные банки за два года реализации Программы из общего объема обязательств по формированию дополнительных провизий и улучшению качества активов в размере 465 млрд тенге, выполнили уже 71% или 331 млрд тенге. Остаток обязательств соответственно составляет 29% или 134 млрд тенге до конца 2022 года.

Таким образом, Национальный Банк уверен, что банки смогут с опережающим графиком до истечения пятилетнего срока полностью выполнить свои обязательства перед Национальным Банком. В случае досрочного исполнения принятых обязательств, банки также вправе вернуть Национальному Банку полученные деньги за счет размещения облигаций до истечения срока их обращения.

Программа помогла увеличить темпы кредитования экономики и положительно повлияла на развитие МСБ. Пять банков, которые получили государственную поддержку, выдали займов на общую сумму более 2 трлн тенге.

Объемы выдач новых займов экономике указанными 5-тью банками-участниками Программы за 2018 год и 3 квартала 2019 года составили более 2 трлн тенге. Из указанной суммы юридическим лицам выдано порядка 1 227 млрд тенге, в том числе в торговую отрасль – 298 млрд тенге, промышленность – 209 млрд тенге, строительство – 157 млрд тенге, физическим лицам - 1 233 млрд тенге. При этом, общая сумма государственной поддержки составляла 653,7 млрд тенге.   

- Совсем скоро станут известны результаты проведенной оценки качества активов БВУ. Каковы настроения на финансовом рынке в преддверии объявления итогов AQR?

Основной целью проведения AQR являлось формирование полной и объективной картины состояния банковского сектора с использованием международно-признанных стандартов оценки, что укрепит доверие к банковской системе со стороны  международного финансового сообщества и обеспечит стабильность системы в долгосрочной перспективе. Нам важно было в рамках AQR проверить также результаты Программы оздоровления банковского сектора, в части оценки качества займов, попавших в Программу и по которым были проведены мероприятия по улучшению их качества.

Конечно, в начале программы мы сталкивались с определёнными сложностями при взаимодействии с БВУ ввиду того, что программа AQR является достаточно трудоёмким упражнением с точки зрения объёма требуемых данных, методологии анализа и сжатых сроков проведения, что требует довольно больших усилий со стороны банков. Вместе с тем, НБК изначально занял позицию максимально открытого и взаимовыгодного диалога с банками по программе AQR.

Перед стартом программы был проведён ряд пленарных встреч для разъяснения банкам принципов и организационных аспектов программы. Применяемая в ходе AQR методология была предварительно (до запуска программы) представлена банкам для ознакомления и комментариев, также как и ряд шаблонов. Центральным офисом программы был установлен отдельный канал для предоставления разъяснений по методологическим вопросам, по которому к данному моменту отвечено на около 1500 вопросов банков.

Руководство НБК старалось максимально удовлетворить просьбы банков о проведении индивидуальных обсуждений для выработки взаимоприемлемых подходов для оперативного решения задач AQR. Команды инспекторов и аудиторов находятся в банках на местах и по мере возможности предоставляют банкам свои комментарии и разъяснения. Ключевые принимаемые Нацбанком решения максимально прозрачны для банков, что в конечном счёте также способствует установлению более открытого взаимодействия между БВУ и регулятором.

Важно отметить, что Национальным Банком в рамках проведения AQR получена уникальная по своим масштабам и глубине информация о реально положении дел в банковском секторе страны.

Мы уверены, эта информация станет основой для изменения банками действующих бизнес-процессов в соответствии с лучшей международной практикой, а для регулятора эта информация будет способствовать эффективной внедрению системы риск-ориентированного надзора в Казахстане.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.