USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.19$
-0.060
BTC
69965.90$
-880.700

Непопулярные решения довели Келимбетова до отставки

В понедельник Кайрат Келимбетов был освобожден от должности главы Нацбанка

Share
Share
Share
Tweet
Share
Непопулярные решения довели Келимбетова до отставки- Kapital.kz

В понедельник Кайрат Келимбетов был освобожден от должности главы Нацбанка. На этом посту его сменил Данияр Акишев, долгое время работавший заместителем председателя Национального банка Республики Казахстан. «Капитал.kz» выделил ряд причин случившегося.

Причина 1. Политическая

Одним из главных факторов отставки Кайрата Келимбетова называют публикацию Нацбанком списка банков второго уровня, которые якобы занимались спекуляцией на паре доллар/тенге, считает политолог Максим Казначеев. «В элите подобный шаг мог рассматриваться в качестве недружественного жеста. Таким образом он обозначил собственников БВУ, которые работали на расшатывание курса тенге», – полагает политолог. Вторым важным фактором, приведшим к отставке Кайрата Келимбетова, по его мнению, стала борьба за активы ЕНПФ. Сегодня, когда в стране все меньше ресурсов, активы фонда стали едва ли не самым лакомым куском для элит.

Причина 2. Экономическая

Эту причину озвучил сам президент страны Нурсултан Назарбаев, подчеркнув, что «сейчас снижено доверие к банку и национальной валюте – тенге, этого допустить нельзя. В стране ощущается дефицит тенговой ликвидности, снижается объем кредитования экономики. Это плохие показатели, над их исправлением необходимо работать. Уверен, что образование и опыт Д. Акишева помогут справиться ему с этой задачей. Обращаюсь к сенату парламента с просьбой поддержать мое решение во благо финансовой системы страны».

Глава государства отметил, что на состояние отечественной экономики влияет ряд факторов, среди которых снижение цен на основные экспортные товары, геополитическая обстановка в мире, а также экономическая ситуация в Китае.

«Все эти вызовы мы преодолеем, для этого у нас имеются соответствующие возможности, разработаны планы. Государственный долг Казахстана находится на низком уровне. Мы обладаем резервами в объеме 40% ВВП, и если мы будем эффективно их использовать, то сможем продолжать развитие экономики и не ухудшать социальное самочувствие населения. Проводимая нами индустриализация и инфраструктурная программа «Нурлы жол» направлены на то, чтобы снизить давление негативных внешних обстоятельств. Еще раз обращаюсь ко всем крупным промышленным предприятиям, чтобы они обеспечивали сохранение рабочих мест», – сказал Нурсултан Назарбаев.

Причина 3. Психологическая

Прямых причин для отставки Кайрата Келимбетова с должности главы Нацбанка РК нет, считает Максим Лихачев, научный сотрудник Уральского центра РИСИ (Екатеринбург), к.ю.н. По его словам, проводимая экс-главой НБ РК два последних года денежно-кредитная политика во многом носила вынужденный, если не безальтернативный характер, в условиях высоких внешнеэкономических рисков.

«Примечательно, что в своем обращении к сенату Парламента Казахстана глава государства Нурсултан Назарбаев обозначил ключевые проблемы, явившиеся результатом текущей политики Нацбанка РК. Среди них снижение доверия к банку и национальной валюте, растущий дефицит тенговой ликвидности и продолжающееся падение кредитования национальной экономики. Вероятно, это и есть первоочередные задачи, которые предстоит решить новому руководителю регулятора», – отметил Максим Лихачев. При этом, пояснил он, риторика президента ясна: необходимо объяснить новое кадровое назначение, частично возложив вину за ухудшение текущей ситуации на уходящего главу Нацбанка. «В этом смысле перестановка в руководстве играет в большей степени психологическую роль с целью поддержания оптимистичных настроений участников рынка и демонстрации готовности руководства республики к поиску путей выхода из сложившейся экономической ситуации», – уверен российский эксперт.

Оценивая политику Нацбанка, Максим Лихачев отметил, что за последние годы доверие к Нацбанку РК со стороны населения и участников рынка существенно подорвано. «Однако нужно понимать, что девальвации февраля 2014 года и августа 2015 года – практически безальтернативный вариант развития финансовой ситуации в республике вне зависимости от того, кто стоял бы во главе регулятора. Кайрат Келимбетов ранее неоднократно заявлял об отсутствии фундаментальных причин для обесценения нацвалюты. Однако он, скорее всего, оглашал политически мотивированное решение, несмотря на убежденность большинства экономистов и экспертов в неизбежности и даже необходимости девальвации тенге. В этом смысле денежно-кредитная политика стала заложником политических интересов и стабильности», – отметил научный сотрудник Уральского центра РИСИ. К тому же, заметил он, нужно различать ситуацию февраля 2014 года и августа 2015 года. В последнем случае не просто было принято решение об обесценении национальной валюты, а начат переход к свободно плавающему курсу тенге, что неизбежно порождает высокие девальвационные риски. «Кайрату Келимбетову в непростой экономической ситуации пришлось реализовывать необходимые для казахстанской экономики, но антипопулярные, болезненные меры. Несмотря на обвальное падение тенге в конце августа 2015 года, Нацбанку РК все же удалось стабилизировать курс в коридоре 270-280 тенге за доллар. Едва ли ситуация развивалась бы по иному сценарию при любом ином главе регулятора», – отметил Максим Лихачев.

Причина 4. Внешние факторы

«Рассуждать по поводу персоналий главы Нацбанка очень сложно», – считает Карен Вартапетов, заместитель директора группы «Государственные финансы» S&P. «С учетом международного опыта можно лишь сказать, что при назначении глав денежных властей принимается во внимание большое количество факторов, в том числе профессиональный опыт и репутация, доверие со стороны участников рынка, и другое», – пояснил Карен Вартапетов. В то же время, отметил он, вне зависимости от персоналий текущие казахстанские условия являются сложными для любого главы Нацбанка. «Сохраняется высокая волатильность внешнеэкономических условий (низкая и волатильная цена на нефть, замедление экономики Китая, санкции в отношении РФ), высокие девальвационные ожидания и структурные проблемы в банковской системе страны (высокая долларизация депозитов и растущая доля NPLs), которые ослабляют возможность Нацбанка влиять на экономику. В этих обстоятельствах переход к новой модели денежно-кредитной политики, о которой регулятор объявил в августе, является очень сложной задачей», – подчеркнул заместитель директора группы «Государственные финансы» S&P.

Перемен не будет

Максим Лихачев считает, что от Данияра Акишева не стоит ожидать новых принципиальных решений, как и маловероятны кардинальные перемены в денежно-кредитной политике банка.

«Во-первых, в условиях усиления кризисных тенденций в национальной экономике Нацбанк РК ограничен в ресурсах для маневрирования. Объем интервенций регулятора для корректировки национального курса в среднем превышает $100 млн резервов ежедневно. Во-вторых, денежно-кредитная политика НБ РК остается крайне зависимой от внешних факторов: ситуации на глобальном валютном рынке, курсовой волатильности российского рубля, цен на сырьевые товары (углеводороды, металлы). В целом глава Нацбанка РК продолжит прежнюю денежно-кредитную политику, ориентированную на таргетирование инфляции и поддержание курса тенге в заданном коридоре», – считает эксперт РИСИ.

«Многими отмечается, что Нацбанк полностью растратил кредит доверия, что и стало причиной прихода нового главы, задачей которого будет восстановить доверие финансового сообщества», – считает Богдан Зварич, аналитик инвестиционного холдинга «Финам». При этом, по его мнению, не стоит ожидать каких-то серьезных изменений в политике Нацбанка, как на валютном рынке, так и в банковской сфере. «Учитывая возможность дальнейшего ослабления тенге, новый глава Нацбанка может предпринять более уверенные шаги по стабилизации валютного рынка. Так, одним из шагов может стать обязательство экспортеров продавать часть выручки на рынке, что должно позитивно сказаться на валютном рынке, снизить волатильность и поддержать тенге», – отметил аналитик «Финам».

«В нашем текущем прогнозе мы исходим из дальнейшего некоторого ослабления тенге в этом году», – сообщил Карен Вартапетов. Но, уточняет он, фактор неопределенности очень высок. «Ключевыми факторами будут оставаться политика ФРС, цена на нефть, ситуация в России и Китае. При неизменных условиях и учитывая, что цена на нефть, согласно нашим прогнозам, в следующем году вырастет до $55 за баррель, давление на тенге в 2016 году может несколько снизиться», – заключил заместитель директора группы «Государственные финансы» S&P.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.