Создание Единого накопительного пенсионного фонда
В начале января 2013 года глава Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о создании Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и консолидации пенсионных счетов фондов. Данная новость в буквальном смысле шокировала игроков пенсионного рынка. Точно сказать какой механизм работы будет у нового фонда никто не мог.
Со стороны аналитиков и экспертов финансового рынка звучали различные мнения. Кто-то из них заявлял, что ЕНПФ поможет увеличить доходность вкладчиков за счет снижения комиссий фондов и урезания затрат на персонал. Другие аналитики были уверены, что такой монополист как ЕНПФ снизит качество обслуживания вкладчиков.
И те и другие были в какой-то степени правы, после создания ЕНПФ его комиссия была урезана в 2 раза по сравнению с частными фондами. В ЕНПФ проинформировали, что комиссионное вознаграждения за управление пенсионными активами согласно Закона «О пенсионном обеспечении РК» в настоящее время установлено в пределах не более 7,5% от инвестиционного дохода и 0,025% в месяц от пенсионных активов.
Расходы частных пенсионных фондов на персонал были значительны. В некоторых фондах доля затрат на оплату труда сотрудников в общих расходах НПФ зашкаливала за 70%.
Не исключено, что качество обслуживания вкладчиков после создания ЕНПФ могло ухудшиться. Конкуренция, которая ранее наблюдалась в пенсионном секторе, мотивировала НПФ улучшать качество обслуживания. Вкладчик выбирал фонд, опираясь не только на доходность. Пока оценить насколько данные предположения оправдались не представляется возможным, реальную картину покажет время.
Некоторые пенсионные фонды продолжают обслуживать вкладчиков. Так, в настоящее время в ЕНПФ переданы пенсионные активы и обязательства четырех фондов: НПФ «Республика», ОНПФ «Отан», НПФ «Капитал» и НПФ «Атамекен». Пенсионные активы НПФ «Астана», НПФ «Нефтегаз-Дем», НПФ «Грантум», НПФ «УларУмит» и «НПФ Народного банка Казахстана» будут переданы в 2014 году.
Еще одни опасения, которые были при создании «Единого накопительного пенсионного фонда», заключались в том, что некоторые вкладчики могли недосчитаться своих накоплений. Аналитики опасались, что система ЕНПФ могла не выдержать нагрузки, и данные вкладчиков могли перепутаться либо потеряться. Однако, руководство Национального банка РК многократно заявляло, что пенсионные накопления находятся под контролем. При этом в ЕНПФ заверили, что в процессе перевода пенсионных накоплений из других фондов в ЕНПФ не потерялся ни один тенге. «Пенсионные накопления поступают в полном объеме и зачисляются на индивидуальные счета вкладчиков», - отметили в ЕНПФ.
Периодически со стороны ранее занимавшего пост заместителя премьер-министра Республики Казахстан Кайрата Келимбетова, а ныне главы Национального банка РК звучали заявления, на какой основе будет выстраиваться инвестиционная стратегия фонда. Так, Келимбетов заявлял, что пенсионные накопления также будут инвестироваться в инфраструктурные проекты. И совсем недавно главный банкир страны обозначил, что он вкладывал в это понятие.
«Когда я говорил, что Нацбанк будет поддерживать вложения в развитие инфраструктуры имелся ввиду механизм, когда ЕНПФ будет вкладывать в корпоративные облигации квазигосударственного сектора или национальных компаний. Например, «Казахстан Темiр Жолы» будет выпускать облигации, и мы можем их купить. Ведь, они гарантированы «Казахстан Темiр Жолы», ФНБ «Самрук-Казына». Как непосредственно компания «Казахстан Темiр Жолы» будет тратить эти средства, достроит ли она железную дорогу или нет, это уже ответственность компании. В данном случае Нацбанк по выпуску облигаций будем смотреть на какие цели были израсходованы средства, какова доходность этих средств, какова их сохранность. Мы будем продолжать вкладываться в государственные ценные бумаги и в бумаги квазигосударственного сектора. Это на сегодня наиболее надежные бумаги существующие в стране», - проинформировал Келимбетов.
Между тем, пока документ, на основе которого Национальный банк РК будет выстраивать свою инвестиционную стратегию, не принят. «До 1 апреля 2014 года, до момента окончательной передачи активов и обязательств частных пенсионных фондов в ЕНПФ, будет принята Концепция по управлению пенсионными активами», - сообщал ранее Келимбетов.
Не исключено, что ЕНПФ станет более эффективно управлять накоплениями вкладчиков. Но, когда акционеры инвестировали в свои фонды, никто из них и предположить не мог, что их бизнес окажется под угрозой исчезновения.
Так, будучи заместителем премьер-министра РК Келимбетов упомянул, что при создании ЕНПФ у частных фондов есть три пути. Путь первый – фонды могут стать компаниями по управлению пенсионными активами (КУПА). При создании ЕНПФ Нацбанк будет проводить конкурс среди инвестиционных компаний по управлению пенсионными деньгами.
Как уточнил Келимбетов, в этом случае все пенсионные компании могут продолжить свой бизнес, свою деятельность по покупке тех или иных госбумаг, в том числе и государственных. Но пройдя через конкурс и доказав свою компетентность.
Второй путь – пенсионные фонды могут стать управляющими добровольных пенсионных взносов. В частности, Келимбетов отметил, что часть нынешних НПФ могут стать добровольными пенсионными фондами. Как отметил заместитель премьер-министра РК, таким образом, у НПФ есть выбор либо стать КУПА, либо переквалифицироваться.
И третий путь, который видит Келимбетов, заключается в том, что при создании ЕНПФ фонды могут самоликвидироваться.
Сценарий, в рамках которого НПФ должны будут работать как управляющие компании, некоторые НПФ могут не реализовать. Многие из НПФ могут не потянуть требования, которые в настоящее время предъявляются Национальным банком РК.
В конце августа были утверждены «Правила выбора управляющих инвестиционным портфелем, включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для управления пенсионными активами ЕНПФ». Данные правила были утверждены постановлением Правления Национального банка РК.
По документу, к участию в тендере по выбору управляющей компании допускаются претенденты, соответствующие определенным требованиям. Одним из критериев, который установил регулятор — отсутствие у НПФ убытков по результатам одного года из двух завершенных финансовых лет. При этом в правилах уточняется, что если претендент является участником банковского конгломерата, для оценки соответствия требованию, используются данные консолидированной финансовой отчетности родительской организации банковского конгломерата.
Согласно годовой отчетности многие фонды на протяжении двух последних лет приносили прибыль своим акционерам. По итогам 2012 года чистая прибыль НПФ «Грантум» составила свыше 1 107 млн. тенге, по итогам 2011 года — 214 млн. тенге. Для «НПФ «Астана», НПФ «Капитал» 2 последние года также оказались прибыльными.
В середине сентября 2013 года глава «Банка ЦентрКредит» Владислав Ли заявил, что НПФ «Капитал» планирует остаться на пенсионном рынке и работать в качестве компании по управлению пенсионными активами. В свою очередь глава «Народного банка» Умут Шаяхметова не раз заявляла, что НПФ «Народного банка» обладает необходимыми ресурсами, в том числе специалистами для того, чтобы остаться на рынке.
Некоторые фонды не прошли отбор. Под прицел может попасть НПФ «УларУмит», который по итогам 2012 года хоть и заработал чистую прибыль 1 366 млн. тенге, в 2011 году убыток фонда достиг 482 млн. тенге. НПФ «Республика» по итогам последних 2-х лет вышел в убыток.
Еще одно требование, которое было обозначено в правилах — наличие у родительской организации управляющей компании и (или) управляющей компании минимального кредитного рейтинга не ниже «B+» по международной шкале агентства Standard&Poor’s либо рейтинга аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств. Эти критерии отбора также могут не выполнить некоторые фонды. Данному требованию по рейтингу соответствовать будут только 2 фонда – НПФ «Народного банка Казахстана» и НПФ «Капитал».
Пенсионные фонды вряд ли возьмутся и за управление добровольными пенсионными отчислениями. Эта деятельность, скорее всего, не будет генерировать доходы. Так, бизнес фондов может не окупиться. Доля пенсионных отчислений, привлеченных за счет добровольных отчислений не доходит и до 1% от общего объема накоплений.
Получается, что те фонды, которые не будут соответствовать требованиям регулятора, должны будут самоликвидироваться. Будут ли пересматриваться Правила выбора управляющих инвестиционным портфелем остается только догадываться....
Повышение пенсионного возраста для женщин
Эта новость вызвала особый резонанс в обществе. Не исключено, что идея повышения пенсионного возраста обсуждалась задолго до принятия нового «Закона о пенсионном обеспечении». Еще в феврале 2012 года занимавшая тогда пост министра труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова сообщила, что в Казахстане создана рабочая группа по совершенствованию пенсионной системы.
В середине сентября 2012 года глава государства Нурсултан Назарбаев поручил занимавшему тогда пост председателя Национального банка Григорию Марченко разработать предложения по реформированию пенсионной системы в целях ее улучшения. Тогда Марченко выразил опасения, что без повышения пенсионного возраста пенсионная система в Казахстане «рано или поздно может обанкротиться». «Это вопрос времени. Через 60 лет у нас вообще нефти не будет или ее будет очень мало. Согласно нашим данным, пик добычи нефти у нас будет в 2021-2035 годах. Потом начнется сокращение объемов производства нефти», — аргументировал свою позицию Марченко. Также глава Нацбанка РК указывает на постоянно увеличивающуюся нагрузку на госбюджет. «За 10 лет продолжительность жизни выросла на 3 года. В последующие 10 лет этот показатель также может увеличиться. Объем выплачиваемых пенсий растет стабильно. Таким образом, объем выплат из бюджета будет постепенно расти», — подчеркнул глава Нацбанка РК.
Был и еще один аргумент, которым Марченко оперировал, объясняя необходимость повышения пенсионного возраста. Так, банкир выразил опасения, что продолжительность жизни в Казахстане может вырасти. «Средняя продолжительность жизни после выхода на пенсию у мужчин составляет 12,5 лет, а у женщин – 20,4 лет. Если мы решим проблемы с материнской и детской смертностью, улучшим систему здравоохранения, особенно в сельской местности, то средняя продолжительность жизни в Казахстане вырастет на 4 года», — отметил банкир.
Марченко даже провел некую параллель с состоянием дел в Национальном банке и в целом по стране. «У нас в Национальном банке 53% руководящих должностей занимают женщины. И 67% трудового коллектива составляют женщины. И за равную работу женщинам платят равную зарплату. И туалетов в Национальном банке для женщин в 2 раза больше, чем для мужчин. Нужно просто вовремя все делать правильно. И у нас количество женщин беременных и в декретном отпуске в 16 раз больше, чем в среднем по стране, именно потому, что к ним нормально относятся и их работодатели никак не угнетают и не пытаются уволить с работы. У нас в Нацбанке принципы гендерного равенства соблюдаются и уважаются. Поэтому женщины в Нацбанке почему-то поддерживают необходимость выравнивания пенсионного возраста», — отметил экс-глава Национального банка РК.
Но были и противники повышения пенсионного возраста. В сентябре 2012 года Серик Абденов , заняв пост министра труда и социальной защиты населения РК, выступал против повышения пенсионного возраста. Тогда новый министр обратил внимание, что существующий пенсионный возраст (58 лет для женщин и 63 года для мужчин) проработан на уровне международных организаций.
Как оказалось позже, мнения по таким фундаментальным вопросам, могут диаметрально меняться. Абденов спустя несколько месяцев поменял свою точку зрения. Новый министр стал достаточно активно информировать казахстанцев о необходимости повышения пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет. Из его уст звучали разные аргументы.
Например, по словам министра, большинство женщин получает небольшую пенсию, в среднем она не превышает 27 тыс. тенге. Это, подчеркнул Абденов, на 14% меньше, чем у мужчин. «Учитывалось, что если у женщин трудовой стаж до 1998 года составляет 20 лет, 25 лет у мужчин – то разрыв в 5 лет как раз и сформировал эту разницу в 14%. Даже в солидарной системе, не говоря уже о накопительной. Поэтому с позиции обеспечения большего размера пенсии правительство предложило унифицировать пенсионный возраст для женщин до 63 лет», – проинформировал Абденов.
Но однажды либо волнение, либо нехватка аргументов в пользу предстоящей реформы окончательно и бесповоротно подпортили имидж Абденова. Так, во время выступления перед темиртаускими металлургами с его уст прозвучала фраза, которая потом только усилила напряжение в обществе и еще больше понизило «рейтинги» Абденова. «Вам нужно работать и работать, потому что, уважаемые земляки, потому что, потому что», - заявил он в своем обращении.
В результате глава государства Назарбаев оценил работу правительства и Национального банка РК по разъяснению населению нового пенсионного законодательства как неудовлетворительную. «Надо отметить, что вопрос об унификации возраста выхода на пенсию мужчин и женщин стал самым острым в текущих дискуссиях. Причину этого я вижу, в том числе и в неуклюжих действиях правительства и Национального банка. Во-первых, важный социальный законопроект продвигался как «рядовой» законодательный акт, а не как необходимая, жизненно важная мера, гарантирующая благополучие народа и эффективность национальной пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Во-вторых, работу по его отстаиванию в общественной дискуссии правительство и, в частности, Министерство труда и социальной защиты населения провалили. Как результат, значительная часть казахстанцев настороженно относится к пенсионной реформе, не понимает ее сути. В целом, моя оценка работы правительства и Национального банка по разъяснению населению нового пенсионного законодательства – неудовлетворительная», - отметил президент.
Пенсионный возраст для женщин все таки решили повысить. Но не с 2014 года как планировалось ранее, а с 2018 года. Так, с 3 июля 2013 года вступил в силу новый Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». В законе закрепили повышать пенсионный возраст для женщин поэтапно. «С 1 января 2018 года – по достижении 58,5 лет, с 1 января 2019 года – по достижении 59 лет, с 1 января 2020 года – по достижении 59,5 лет, с 1 января 2021 года – по достижении 60 лет, с 1 января 2022 года – по достижении 60,5 лет, с 1 января 2023 года – по достижении 61 года, с 1 января 2024 года – по достижении 61,5 года, с 1 января 2025 года – по достижении 62 лет, с 1 января 2026 года – по достижении 62,5 лет, с 1 января 2027 года – по достижении 63 лет», - указывается в документе.
А Серик Абденов не проработав на посту министра труда и социальной защиты населения и года, в июле 2013 года указом главы государства был освобожден от должности.
Вкладчикам временно запретили покупать пенсионный аннуитет
Идея создания «Единого накопительного пенсионного фонда» не только стала неожиданностью для пенсионных фондов, но и лишила вкладчиков права выбора. Так, спустя некоторое время после заявления Назарбаева о ЕНПФ, было объявлено, что во время создания ЕНПФ нельзя будет приобрести пенсионный аннуитет. Инициатива государства была ожидаема, ведь в противном случае, мог наблюдаться активный переток пенсионных накоплений из НПФ в страховые компании.
Между тем, процесс оттока средств из НПФ уже стартовал. За год объем премий по договорам пенсионного аннуитета увеличился в 2,2 раза. Если в январе-апреле 2012 года по пенсионному аннуитету было принято премий на сумму более 7 млрд. 933 млн. тенге, за тот же период 2013 года – 17 млрд. 068 млн. тенге.
Такая тенденция была вполне ожидаема, ведь информация о ЕНПФ чиновниками и даже СМИ преподносилась с различной эмоциональной окраской. Ситуация неопределенности о реальном механизме работы ЕНПФ только усугублялась.
С середины июня 2013 года страховщики уже не имели возможность продавать пенсионный аннуитет. Запрет на переводы пенсионных накоплений из НПФ в страховые компании был наложен постановлением Национального банка РК. Согласно этому документу, ограничение должно было продлиться до 1 января 2014 года.
Однако в соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в РК» от 21 июня 2013 года, запрет на продажу пенсионных аннуитетов продлится до завершения передачи всех активов и обязательств в Единый накопительный пенсионный фонд. Если посмотреть на график приема-передачи пенсионных активов и обязательств НПФ в ЕНПФ, то скорее всего купить аннуитет можно будет в конце июня 2014 года. К слову, последним фондом, чьи накопления будут переведены в ЕНПФ станет НПФ «Народного банка Казахстана». Начало передачи активов и обязательств фонда должно будет начаться 26 марта 2014 года, а закончится 26 июня 2014 года.
Позже страховые компании предположили, что после снятия запрета на продажу пенсионных аннуитетов, основными покупателями аннуитета станут женщины. Если до февраля 2013 года приобрести пенсионный аннуитет могли только женщины в возрасте 55 лет, то теперь аннуитет стал доступен им в 50 лет. К тому же, поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин только усилит переток средств из пенсионных фондов в страховые компании.