«Правительство и Национальный банк Казахстана должны были еще в конце первого полугодия 2012 года предоставить Концепцию реформирования системы пенсионного обеспечения. Этот срок неоднократно переносился, окончательно Концепция должна была быть представлена в январе текущего года», — в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказал Канат Берентаев, заместитель директора Центра анализа общественных проблем.
Экономист отметил, что судя по отдельной «просочившейся» информации новации в совершенствовании системы пенсионного обеспечения сводятся к достаточно простым мерам:
— Нацбанк стремится усилить свои регулятивные и контрольные возможности по отношению к деятельности частных накопительных пенсионных фондов (НПФ)
— Правительство стремится к снижению нагрузки на государственный бюджет в части выплаты солидарной пенсии для состоявшихся пенсионеров и базовой пенсии, предвидя, что затраты бюджета на выплату пенсий резко возрастут в связи с выходом на пенсию самозанятого населения. Отсюда и «запуск пробного шара» в виде повышения возраста выхода на пенсию женщин, которые составляют основную массу самозанятых.
— НПФ, в свою очередь, стремятся стать более самостоятельными, расширить свое поле деятельности, найти новые сферы инвестирования своих средств, чтобы обеспечить прибыльность фондов и увеличить дивиденды своих ак-ционеров.
Эксперт предполагает, что Концепция, которая должна быть предоставлена правительством, является компромиссной и отражает интересы всех заинтересованных сторон, за исключением состоявшихся и будущих пенсионеров, большинство из которых реально могут оказаться на обочине жизни и балансировать на грани, разделяющей бедность от откровенной нищеты.
По словам Каната Берентаева, скорее всего, Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева не устроила позиция разработчиков Концепции, которые попытались обойтись чисто косметическими мерами и, одновременно, усилить свои позиции в распо-ряжении пенсионными накоплениями.
«Поэтому, с моей точки зрения, его указание является знаковым и прямо подтверждает наличие системного кризиса модели пенсионного обеспечения действующей в нашей стране. Но, возникает вопрос: можно ли разрешить этот системный кризис простым созданием Единого пенсионного фонда (ЕПФ) под управлением Нацбанка и преимущественным инвестированием средств фонда в создаваемый институт развития – Агентство инвестиционного развития?», — спрашивает Канат Берентаев.
Очевидно, что совершенствование системы пенсионного обеспечения не может ограничиваться внесением отдельных поправок, даже существенных, в действующее законодательство, а нужна кардинальная реформа пенсионного обеспечения, чтобы гарантировать достойный уровень и качество жизни состоявшихся и будущих пенсионеров.
«Пенсионное законодательство Республики Казахстан необходимо привести в соответствии с мировыми стандартами и критериями социально ответственного государства с целью обеспечения казахстанских пенсионеров достойной старостью, соответствующей их вкладу в становление и развитие страны», — считает экономист.