Выступление Президента в Акорде о создании единого пенсионного фонда всколыхнуло общественность. Среди политиков, экономистов и простых вкладчиков развернулись жаркие споры о будущем пенсионной системы. Причем, к сожалению, не все оппоненты реально понимают пенсионную систему и действительно желают обеспечить людей достойными пенсиями.
Начнем с того, что, безусловно, слова Президента носили характер предложения, нуждающегося в обсуждении и дальнейшей проработке. Не случайно, в комментариях министров были такие диаметрально противоположные мысли. Наиболее сбалансированную и адекватную точку зрения озвучил Ерболат Досаев, Министр экономики и бюджетного планирования РК, заявив, что ликвидации НПФ не произойдет, они просто станут управляющими компаниями. Профессиональное видение проблемы показали Президент ассоциации пенсионных фондов, Айдар Алибаев, политолог Досым Сатпаев, председатель совета директоров компании «Vizor», Айдан Карибжанов, и юрист, Сергей Уткин. Однако, не все комментарии были столь разумны. Многие, так называемые экономисты, предложили ликвидировать пенсионные фонды и отдать все пенсионные накопления в государственную структуру.
Давайте разберемся, к чему может привести такое решение.
Самое интересное, что передача пенсионных активов под управление государства не приведет к радикальному росту доходности, возможно даже наоборот. Если мы посмотрим статистические данные, то увидим, что инвестиционный доход Национального фонда Казахстана (управляемого Нацбанком РК) за 2011 год составила 1,37%. Кроме того, сегодня в республике работают фонды с существенным государственным участием. Но их доходность ничем особенным не выделяется. Так, по состоянию на 1 января 2013 года НПФ "ГНПФ" занял лишь четвертое место с доходностью К2 (12) на уровне 3,93%. А НПФ «Улар-Умiт» у вовсе по договоренности с Нацбанком РК свою доходность более полугода не показывает. В то же время частные фонды сегодня находятся в лидерах по доходности. На первом месте НПФ «Астана» с доходностью 5,15%. На втором месте «НПФ Народного Банка Казахстана» - 5,09%. Третье место за НПФ «НефтеГаз-Дем» - его доходность составляет - 4,49%.
Отсюда проистекает один из главных недостатком единого пенсионного фонда – это отсутствие конкуренции и альтернативы. Если сейчас любой вкладчик может, что называется «голосовать ногами» и менять фонд, если его что-то не устраивает, то при существовании единого фонда, такой возможности не будет. Как ведут себя монополисты, мы чувствуем сегодня, что называется на своей шкуре. После 20-летнего строительства рыночной и конкурентной экономики, нам предлагают в один момент разрушить и национализировать мощную и успешную отрасль. Вместо этого, сегодня нам предлагается, чтобы все казахстанцы, по незабвенному принципу колхоза, стали вкладчиками единого фонда. Возможно, было бы разумней, сначала создать этот фонд, показать прекрасную работу и, используя свои конкурентные преимущества, переманить вкладчиков к себе? И кстати, все опять забывают о том, что конкуренция – это один из эффективных методов борьбы с коррупцией.
Отсутствие конкуренции наверняка станет и причиной ухудшения качества обслуживания. Также, возрастают и риски для пенсионных накоплений граждан. Все пенсионные накопления граждан страны будут под управлением одной команды и будут зависеть от ее решений. Это в высшей мере неразумный шаг, с точки зрения диверсификации рисков. Малейшая ошибка команды ЕНФ будет стоить миллиарды тенге.
Создание единого фонда вызовет огромную проблему при объединении счетов. Дело в том, что при введении идентификационных номеров (ИИН) было совершено множество ошибок, когда номера не соответствуют реальным паспортным данным людей. Слияние фондов приведет к тому, что масса людей просто потеряет свои деньги. Кто-нибудь вообще просчитал эти риски?
Пенсионным фондам часто пеняют на низкую доходность. Но, простите, в чем, же здесь вина НПФ? Фонды работают по правилам, написанным государством. Мы годами просим регуляторов модернизировать законодательство, развить фондовый рынок, позволить участвовать в проектах реальной экономики, но во властных структурах нас не слышат. В чем же здесь вина пенсионных фондов?
Обвинения в воровстве и разбазаривании народных денег вообще стали притчей во языцех. Хотелось бы напомнить, что пенсионные фонды по закону получают 15% комиссии от полученного инвестдохода, а это по западным меркам довольно низкая планка. Это деньги пенсионных фондов, которые они могут тратить по своему усмотрению: на зарплату, развитие и рекламу. Или кто-то считает, что сотрудникам единого пенсионного фонда не нужно будет платить зарплату? А наши чиновники привыкли получать приличные оклады и премии.
Почему-то наши так называемые экономисты забывают и про реакцию международного бизнес-сообщества. Уже сейчас новости западных информационных лент пестрят заголовками: «Казахстан национализирует пенсионную отрасль». Создание единого фонда, грубое нарушение интересов инвесторов и ликвидация частных структур вызовет снижение политического рейтинга РК, уход международных инвесторов из Казахстана и отказ от кредитования нашей страны. В результате мы увидим стагнацию финансового сектора республики и активную экспансию России на финансовом рынке РК.
В своем выступлении депутат Оксибаев не считает большой проблемой то, что около 10 тысяч сотрудников пенсионных фондов останутся без работы. Такие слова народного избранника, по меньшей мере, вызывают недоумение.
Кроме того, анализируя реакцию вкладчиков, мы видим, что большинство из них против создания ЕПФ. Люди помнят историю фонда медицинского страхования с исчезнувшими деньгами и опасаются повторения ситуации. Именно конкуренция и диверсификация рисков сегодня защищает накопления вкладчиков от исчезновения.
Резюмируя вышесказанное, я думаю, что с введением единого пенсионного фонда ситуация с накоплением наших пенсий только ухудшится, а государство вновь потеряет доверие людей. Мы имеем развитую, нормально работающую отрасль, которая, безусловно, нуждается в модернизации и более тонкой настройке. Вместо ее развития, люди, не имеющие даже представления о финансовом рынке страны, предлагают убить целую отрасль экономики, выкинув тысячи людей на улицу, невзирая на описанные выше катастрофические последствия. Они что, слепые? Или они рассчитывают получить от процесса создания единого пенсионного фонда какие-то материальные блага?