Когда взрослый человек решает принять участие в тренинге, это значит, он осознал, что ему не хватает знаний для достижения каких-то целей в жизни. И, как правило, готов заплатить, чтобы восполнить пробелы. По сравнению с Россией наш рынок бизнес-тренингов и консалтинга схож с картой местности, где практически нет открытого пространства. Почти все процессы проходят в учебных центрах крупных компаний, зачастую приглашающих для обучения своих сотрудников звезд из ближнего и дальнего зарубежья. Как говорят эксперты тренинговых центров, очень сложно собираются группы на так называемые открытые тренинги, когда приглашают, образно говоря, «людей с улицы», то есть, по объявлениям. Остается масса вопросов, связанных с пресловутым соотношением цена-качество. Сколько стоят услуги на рынке консалтинга, как формируется цена, какого качества предоставляется контент? Кто готов платить за тренинги, много ли у нас таких людей? И почему у нас до сих пор нет Ассоциации бизнес-тренеров? Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказала Валентина Григорьева, председатель комитета по членству Казахстанской палаты консультантов по менеджменту.
- На рынке есть профессиональные тренеры, которые обучались этому как второй профессии, они имеют свой опыт и преподносят знания по стандартам и правилам проведения тренингов. И также у нас есть любители, которые делают ставку именно на опыт. Как вы считаете, насколько логично развивается наш рынок бизнес-консалтинга?
- На самом деле, квалификация даже тех тренеров, которые имеют большой опыт и признаны на рынке, ничем не подтверждена. То есть у нас нет органа, сертифицирующего или выдающего дипломы, подтверждающего как таковую профессию бизнес-тренера.
– А есть какие-то страны, в которых сертифицируются бизнес-тренеры? Есть ли мировой такой опыт?
– Я о таком не слышала. Есть просто сертификаты, которые выдаются отдельными компаниями, но на уровне университетского образования или какого-то более-менее официального образования – я не слышала. Даже в консалтинге есть всего два вуза в мире, которые выдают диплом по специальности «управленческий консалтинг». А вот про специальность «бизнес-тренер» – я не слышала. Потому что на самом деле проведение тренинга – это навык, компетенция. Это не функциональное знание, не техническое. Если ты знаешь бухучет, маркетинг, знаешь, что такое инвестиции, то тебе достаточно набраться опыта, иметь какой-то талант и донести эту информацию. Это как родители, которые тоже учат своих детей, и при этом не имеют педагогического образования, они просто преподносят как знают, как умеют, как понимают.
– Сравнение бизнес-тренинга с «работой» родителей – метафора хорошая. Но с другой стороны, ведь это же обучение взрослых – процесс другой…
– Взрослые – это те же дети, только они выше, толще и лицо серьезное носят…
– Однако они имеют при этом должность, знания и свой личный опыт…
- Атрибуты искусственно приращенные… Если они имеют опыт – замечательно, тогда их еще проще обучать, потому что у них уже есть определенная база, на которую сверху наложить, намазать еще какой-то слой обычно большого труда не составляет. То есть чаще всего люди специализируются в каком-то одном-двух направлениях, редко мы видим таких многостаночников, которые знают все: и швец, и жнец, и на дуде игрец. И когда человек понимает, что он предпочтет получить тренинг из уст того, кто в этом деле специалист, не читая толстые книги или вдобавок к прочитанным толстым книгам, которые он может местами не понял, то работать с таким человеком легче. Это все равно, что ребенку после начальной школы проще объяснять какие-то сложные темы. То же самое и здесь.
К вопросу о том, надо ли требовать у тренеров сертификаты. Допустим, человек прошел обучение и получил какую-то корочку, красивую бумажку, на которой написано, что он сертифицированный бизнес-тренер. Но это не гарантия того, что он при этом может хорошо обучать. В любом деле есть профессионалы «от бога», обладающие талантом, призванием. В бизнес-тренерстве нет таких сложностей, это не ядерная физика, не высшая математика, не нужно знать сложных формул, каких-то аналитических выкладок, исследований, это просто умение чувствовать аудиторию и умение формулировать на доступном и в то же время интересном языке… Фактически это сторителлинг плюс профессиональные качества и опыт. Если все это слить воедино, получится хороший тренинг.
- В связи с этим возникает вопрос – для чего тогда проводятся тренинги для тренеров?
– Как любой другой, навык преподнесения информации, как мне кажется, можно развить, при желании. Когда у мамы первый ребенок, она учится заботиться о нем методом проб и ошибок, а некоторые мамы вообще так и не понимают, как его можно было воспитывать вообще? А когда второй, третий, четвертый – она уже по опыту понимает, что есть какой-то алгоритм действий, который приводит к нужному, ожидаемому результату, чтобы ребенок был здоровый, чистый, умытый.
Тренинг для тренеров передает эту информацию, он помогает человеку развиваться. Когда человек ведет тренинги, он же собирает отзывы слушателей, но слушатели у нас обычно вежливые, мало кто скажет – очень плохо, ничего непонятно и вообще больше никогда не ведите тренинги. Все скажут – хоть что то мы узнали новенькое, да особенно такие деликатные аудитории попадаются. А когда ты на тренинге тренеров, тебе такие же профессионалы, могут обратную связь дать, и это помогает развиваться тренеру.
- Вы сказали, что на тренингах собирается благодарная, лояльная аудитория, которая скажет «хоть что-то я узнал». На самом деле, если человек «хоть что-то узнал» за 55 тысяч, он (если платит из своего кармана), может остаться жутко недовольным. А в случае, если он заплатил 183 тысячи тенге или 190 тысяч тенге (средняя цена тренинга тренеров), то он уже не придет к этому тренеру.
- Естественный отбор, и это нормально, скорее всего, этот тренер больше не будет проводить тренинги. Или, во всяком случае, будет стараться что-то делать по-другому.
- Каково, на ваш взгляд, соотношение цена-качество тренингов местных тренеров, насколько местные бизнес-тренеры квалифицированы?
– Я не судья и не буду оценивать своих коллег. Если есть спрос, и есть тренеры, которые этим и живут, и этим тренерам платят, значит, они того стоят. Вы правы в том, что бизнес-тренеров немного, но именно тех, которые зарабатывают только тренерством. Если они живут этим, значит, зарабатывают, если они живут таким образом годами, значит, их услуги покупают. А если покупают, то это оценка их работы.
- Правильно ли я поняла, что вы не знаете какое количество у нас бизнес-тренеров, сколько востребованных, сколько невостребованных. В России бизнес-тренеры настолько раскручены, что их приглашают сюда в Казахстан и просят провести тренинги. Точно так же у нас так часто гостят тренеры с Украины, из Америки. Причем тренинги их достаточно высокой стоимости. Нашему рынку сколько – 15-20 лет? Почему у нас не появилась звезда такого масштаба, которую бы приглашали, например, в Россию или которую бы мы знали все? Где они? Или я ошибаюсь и такие имена есть? …
– Звезда – бизнес-тренер – это раскрученный бренд, человек, который себя умело раскрутил. Я ходила на многие тренинги, которые проводят эти звезды, сказать, что я поразилась их уровню и сказала – да, этот уровень для нас недосягаем, я не могу. Пока из таких звезд, которые я посетила (наверное около двадцати), может быть таких было один-два. У меня сложилось такое ощущение, что это маркетинг, хорошее умение продавать себя и хорошая, грамотная раскрутка. Могу вам сказать, что точно так же, как сюда приглашают россиян и украинцев, европейцев, и американцев, точно так же наших тренеров приглашают туда. Об этом просто никто не знает. И наши тренеры ездят и удивляют те аудитории, где они ведут тренинги, тенденция такая есть. Я не скажу, что это правило. Алматы – это все-таки периферия по сравнению с той же Москвой, Сан-Франциско или даже Киевом. Геополитически он ближе к Европе и новым тенденциям и трендам, они просто быстрее получают, просто сами более активные. Давайте признаемся честно – у нас народ менее активный. Причем не только в тренерстве, консалтинге. Вообще казахстанские бренды есть в мире известные? Нефть – больше никаких известных казахстанских брендов нет до сих пор. Пока есть нефтедоллары, особо стараться, чтобы оптимизировать процессы внутри, так, чтобы это было очень дешево и очень качественно, никто не будет. Пока не так дешево – не так качественно. Потому что есть деньги, есть на что жить. Пока нас в угол не прижмут всяческие кризисы, мы развиваться не будем. В том числе и в тренингах.
- Вот здесь и возникает тема про деньги. Помните, мы говорили, что у нас не привыкли платить за получаемые знания. И бесплатные мастер-классы, которые проводят все бизнес-тренеры, или превью, семинары – все это у нас есть. Насколько реально представить на Западе бизнес-тренера, который бы пришел и бесплатно провел полдня семинар, в надежде на то, что он продаст свой тренинг.
– Такое на Западе есть, очень много практикуется. Вам дают попробовать на себе капельку духов в магазине с парфюмерией для того, чтобы у вас создалась эмоция, у вас что-то включилось в мозге и вы подумали – хочу весь флакон .То же самое бесплатные семинары. Вы можете зайти, да хоть каждый день заходить, брызгаться этими духами, проходя мимо магазина, в офис, но у вас не будет этого флакона полностью, целиком. Так и бесплатные мастер-классы или малостоящие мастер-классы – дешевые. Они так построены, что не выдают всю суть, квинтэссенцию знаний. Они приоткрывают слегка первую страницу предисловия, как капелька духов, и тогда те, кому это действительно интересно, те, кто действительно хотят получить весь флакон духов или прочитать всю книгу, заказывают тренинг. Рассчитано на это.
- На мой взгляд, у нас не достает ассоциации бизнес-тренеров. Когда мне нужно как организатору найти бизнес-тренера, ищу через личные контакты, либо сама выхожу на бизнес-тренера и спрашиваю – есть ли у вас такой-то тренинг? А ведь именно Ассоциация бизнес-тренеров сможет решить вопрос – создать каталог, к примеру, тренеров…
– Не факт. Из опыта работы: ассоциации бывают нескольких типов. Ассоциации должны быть общественными организациями, не нацеленными на зарабатывание денег, не сориентированными на прибыль. По факту ассоциации создаются для того, чтобы лоббировать интересы определенных компаний, которые входят в них. Есть ассоциации мертворожденные, которые существуют только на бумаге, но ничего не делают. И есть активно работающие ассоциации, но даже они, не факт, что объединяют всех игроков на рынке. Потому если создавать ассоциацию бизнес-тренеров, она в любом случае не будет ответом на ваш вопрос. Она не создаст единую, большую всеобъемлющую базу данных. Создание ассоциации – это огромный труд. У наших людей нет желания отдавать, есть желание получать. Еще такого понимания, что объединяются ради расширения собственного же рынка, ради профессионального роста развития, и для того, чтобы в целом профессию развивать, пока этого ощущения на рынке бизнес-тренеров нет. Не созрели…
- И у нас не так много аудитории, которая хочет посещать бизнес-тренинги, для того, чтобы получать знания. Скорее корпорации больше активны в обучении своих сотрудников, чем открытый рынок, где люди сами выкупают эти тренинги. Мои ощущения верны?
– Я думаю, что да, потому что, по крайней мере, до кризиса в мире ситуация была достаточно приятная в корпоративном секторе, потому что корпоративный сектор имел деньги, для того, чтобы развивать своих сотрудников. Соответственно, если меня обучают на работе, зачем же я буду ходить, еще дополнительно за собственные деньги обучаться? Да, то, что у нас не развита вот эта среда мелкого и очень малого бизнеса, это те, которые ходили бы на открытые тренинги активно. А мелкий, малый и средний бизнес, у них пока нет свободных средств, как у крупных компаний. Цены на рынке диктуют все-таки крупные компании. То есть тренеры стараются работать с крупными компаниями – это проще, потому что сразу аудитория готова. И для того, чтобы собрать открытый тренинг, нужно очень много администрировать, он соответственно будет дороже. И если разделить стоимость на тех, кто придет с улицы, то они просто не потянут ту стоимость, которую закрывают сейчас корпоративные клиенты. Но я не думаю, что спроса нет. Просто у нас еще, образно говоря, крыша не протекала и никто не ходил в открытое поле.
-Успехов вам и спасибо за интервью! С учетом качества среднего и высшего образования в стране, скорее всего, количество тренеров будет расти с каждым годом…