После вступления в силу с 1 января 2015 года договора о Евразийском экономическом союзе условия по передвижению рабочей силы внутри союза были значительно упрощены. Теперь трудовые мигранты в странах ЕАЭС могут рассчитывать на социальное обеспечение и социальное страхование. Напомним, что в мае к ЕАЭС присоединится соседний Кыргызстан, в связи с этим ряд экспертов высказывает опасения, что в нашу страну в поисках рабочих мест хлынет волна трудовых мигрантов. Между тем вице-министр здравоохранения и социального развития РК Даулет Аргандыков после презентации законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам миграции и занятости населения» в феврале этого года заявил, что Казахстан вовсе не испытывает трудностей на рынке труда со стороны ЕАЭС. «Что касается ЕАЭС, у нас в среднем из РФ где-то на сегодня 8,5 тыс. человек присутствует, более 600 человек – из Республики Беларусь. Если сравнивать с периодом до вхождения, где-то 2 года назад, количество россиян, здесь работающих, было официально почти 1 тыс. человек в среднем и меньше 100 из Республики Беларусь. Количество не такое значительное, оно не оказывает давления на рынок труда, в основном это специальности высокой квалификации, это квалифицированные работники», – заявил он в феврале.
Деловой еженедельник «Капитал.kz» решил выяснить у руководителя алматинского офиса компании Work Permits Kazakhstan Данияра Ибрагимова, стоит ли нашей стране ожидать большого наплыва рабочей силы.
- Можно ли сейчас говорить об изменении рынка труда нашей страны из-за вступления Казахстана в ЕАЭС? Стоит ли ожидать каких-либо негативных последствий ввиду сложившейся ситуации?
- Ситуация на трудовом рынке, конечно, изменилась, но изменения пока несущественны. В основном к нам приезжают россияне, да, их количество стало больше, но не разительно. Что касается белорусов, то их практически нет. После вступления Казахстана в ЕАЭС для граждан стран – участниц союза процедура получения рабочего разрешения была упрощена. Если раньше россиянам приходилось в течение 2-3 месяцев бегать за рабочим разрешением и оформлять регистрацию, то сейчас для них рабочее разрешение не требуется – оформили регистрацию и сразу могут приступить к работе в местной компании. У казахстанской компании в свою очередь меньше расходов, то есть более благоприятные условия для найма персонала из России.
Кроме этого, казахстанской стороне нет необходимости платить пенсионные отчисления иностранной рабочей силе. Получается, что компания платит только социальный налог и индивидуальный подоходный налог. Но, думаю, этот момент уравнивается за счет того, что заработная плата у иностранных специалистов немного больше. Взять хотя бы ту же банковскую сферу. В России очень много продуктов и услуг, которых пока нет у нас, то есть мы в этом плане немного отстаем от россиян. Часто банковская сфера старается подтянуться к этому уровню, тем самым привлекая сотрудников с российской стороны. В свою очередь часть наших кадров уже уехала или собирается переезжать в Россию и менять место работы. Это связано, прежде всего, с уровнем заработной платы и возможностями, предлагаемой российской стороной, но опять же их доля несущественна.
- Вступление Кыргызстана в ЕАЭС как-то отразится на местном трудовом рынке?
- Есть, конечно, такие опасения, что после вступления Кыргызстана к ЕАЭС в Казахстан хлынет большой поток мигрантов. В первую очередь это будет обусловлено квалификацией специалистов из этой страны. В случае, если это окажутся специалисты такого уровня, которые будут востребованы на рынке, то, конечно, они у нас появятся. На текущей момент могу сказать, что граждан Кыргызстана, которые бы легально работали на территории страны, единицы. Наша компания существует более 10 лет на рынке и за этот временной отрезок мы получили лишь несколько рабочих разрешений для граждан Кыргызстана. Скорее всего, граждане Кыргызстана будут работать там, где наши кадры не хотят работать.
Хочу отметить, что на рынок труда, в частности, на количество иностранной рабочей силы это никоим образом не отразится, потому что уровень квалификации у кадров из этой страны немного ниже, чем у местных специалистов. Таким образом, если кадры из Кыргызстана и станут приезжать к нам, то только на позиции в сфере услуг, в то время как на крупные компании это не повлияет.
- Существуют ли карьерные возможности в регионах? Какие регионы наиболее привлекательны для соискателей? Правда ли, что сегодня иностранные сотрудники готовы ехать не только в крупные города, но и в регионы?
- Да, конечно, и в регионах есть крупные международные компании, которые очень привлекательны в плане развития, опыта работы и оплаты труда. Другое дело, что таких компаний единицы. Наиболее привлекательными остаются Астана, Алматы – финансовый центр республики, Запад – Атырау, Актау, Аксай, где есть месторождения. Сейчас есть такая тенденция, когда иностранцы едут к нам, даже если основное место работы находится где-то в регионе. На это влияют два фактора: оплата труда и новый опыт работы. Например, если в России сотрудник получает $2 тыс., то есть смысл ехать в Казахстан только при условии, что предложат больше. Что касается опыта, то для экспата это новая страна, новый вид деятельности.
- Западный Казахстан – это отдельная тема для разговора. Часто можно услышать, что экспаты в нефтяных областях получают гораздо больше, чем местные сотрудники. Так ли необходимо привлечение иностранцев и нет ли у нас местных кадров для подобной работы?
- Специалисты такого уровня у нас, несомненно, есть, но их очень и очень мало. Почему компании, расположенные на Западе, привлекают именно иностранную рабочую силу? Так это потому, что такой вид работы достаточно специфичен. У экспатов более широкая направленность. Они знакомы и с добычей, и с разведкой, и с новейшим оборудованием, они имеют определенный опыт работы, необходимый именно для этой области. Вследствие чего заработная плата у иностранцев становится выше, чем у местных. У крупных компаний в западном Казахстане есть согласованные программы национализации, когда иностранцы, работающие в компании, в течение определенного периода должны передать опыт местным сотрудникам. Компании обязаны в течение нескольких лет заменить иностранцев местными обученными кадрами.
У нас был такой случай в Западном Казахстане, когда экспат и местный сотрудник, находясь на одной позиции инженера, получали разный уровень заработной платы. Пришла проверка и выявила дискриминацию по оплате труда, что повлекло большие штрафы. После таких случаев компании стараются, чтобы у иностранных и местных сотрудников, находящихся на одной позиции, показатели заработной платы были одинаковыми.
Работодатели привлекают ИРС лишь в том случае, если не могут закрыть позицию местными кадрами.
- В какие области привлекаются иностранцы?
- Области привлечения иностранной рабочей силы сильно различаются. На Западе (Атырау, Актау) это технический персонал, который имеет определенный опыт работы с новейшим оборудованием и знакомы с технологией компании, в Алматы это финансисты, маркетологи, специалисты по продажам и управленцы.
- Экономическая ситуация в стране и колебания курсов валют как-то повлияли на зарплатные показатели?
- Так как большинство сотрудников получают заработную плату в тенге, то, думаю, проиграют многие. В иностранных компаниях есть такое понятие, как индексация. В случае колебания курсов валют иностранные компании уравнивают зарплатные показатели своих сотрудников в пределах этой индексации. Сотрудники тех компаний, которые получают зарплату в долларах, ничего не потеряют в таком случае.
- Из каких стран экспатов приезжает больше всего?
- Много иностранцев из Китая и Турции. Здесь они задействованы, чаще всего в строительной сфере, так как именно в этой области у нас наименьшая конкуренция. Мы занимаем девятое место в мире по территории, но по плотности населения находимся на 63-м месте. У нас страна огромных ресурсов и возможностей. В то время как в той же Турции территория достаточно маленькая, но население составляет порядка 80 млн человек. Для иностранцев в Казахстане открываются большие возможности, так как конкуренции на рынке практически нет.
- Принимает ли государство меры по защите внутреннего рынка труда?
- На самом деле работа по защите местного рынка труда ведется. По действующему законодательству, на компании, привлекающие иностранную рабочую силу, накладываются дополнительные обязательства: создание рабочих мест для граждан РК, обучение граждан РК, повышение квалификации. Также уполномоченные органы проводят проверку наличия казахстанских граждан соответствующей квалификации, прежде чем разрешить привлечение иностранных специалистов. Кроме того, существуют условия по количеству привлекаемого иностранного персонала в соответствии с количеством казахстанских сотрудников.
Согласно указу президента, компании, привлекающие иностранную рабочую силу должны соблюдать определенное соотношение между местными кадрами и иностранными специалистами. Для руководителей высшего и среднего звена, соотношение составляет: 30% – иностранная рабочая сила и 70% – местные кадры. Для специалистов и рабочих это 10% и 90% соответственно. Например, если компания нанимает одного иностранного инженера, то она должна нанять девять местных специалистов.
В 2015 году квота на привлечение иностранной рабочей силы установленная министерством здравоохранения и социальной защиты составила 0,7% к экономически активному населению, в числовом выражении это чуть более 39 тыс. иностранных специалистов на республику. Общая тенденция такова, что количество иностранных специалистов с каждым годом снижается.