В НПП создан оперативный штаб по реагированию на кризисные явления в экономике. Цель его создания, принципы организации работы и потенциальные возможности, а также итоги состоявшихся на прошлой неделе переговоров в Москве делегации правительства Казахстана со своими российскими коллегами специально для kapital.kz прокомментировал заместитель главы НПП Рахим Ошакбаев, который в должности заместителя руководителя штаба отвечает за общую координацию его действий и оперативное взаимодействие с государственными органами.
- Рахим Сакенович, какова цель создания такого органа и какова его структура?
- Мы ставим перед собой задачу сбора информации, сигналов от бизнеса в силу известной специфики текущей экономической ситуации. Эти данные мы планируем оперативно обобщать, структурировать и оперативно информировать правительство и соответствующие органы, чтобы они могли принимать решения по выработке тех или иных антикризисных мер по поддержке бизнеса. Что касается структуры самого штаба, то это прежде всего call-центр и выделенные сотрудники, которые будут собирать информацию. Таким образом любой предприниматель может позвонить и сообщить о своей проблеме, и она, надеемся, даст возможность для более правильного понимания общей картины. Второе – это рабочая группа внутри самой Национальной палаты, с помощью которой мы надеемся обеспечить более эффективный обмен информацией и координацию наших усилий как по линии центр-регионы, так и по линии центр - отраслевые комитеты палаты. Потому что есть системные проблемы, которые актуальны для всех без исключения. Например, одна из ключевых проблем – это дефицит тенговой ликвидности в банках, отсутствие предложения кредита в тенге. Она касается безусловно всех. Но в то же время существуют вопросы, актуальные только для какой-либо отрасли или региона. Допустим, где-то национальное законодательство не приведено в соответствие с требованиями технического регламента ТС , который вступил в силу с этого года. Или есть проблемы с повышением цен на электроэнергию в отдельном регионе.
В целом, в качестве ключевых первоочередных направлений поддержки бизнеса предлагается более жесткий контроль над тем, чтобы госзакупки, закупки национальных компаний, ключевых системообразующих предприятий и недропользователей размещались у отечественных производителей. Эту работу уже проводят правительство и акиматы. Вы знаете ,что члены правительства посетили регионы, где были подписаны соответствующие меморандумы. Наша задача – помочь правительству обеспечить мониторинг исполнения этих меморандумов, поскольку, надо сказать прямо, что в большинстве случаев какой-либо нормативно-правовой базы для того чтобы вышеназванные предприятия закупали пусть дороже, но товары и услуги отечественного производства, нет. Вопрос больше из области патриотизма и социальной ответственности. И призыв правительства заключается в том, чтобы компании проявили социальную ответственность и поддержали отечественных производителей.
- Сколько человек вошло в штаб и кого они представляют?
- Штаб немногочисленный, в составе 13 человек, все они сотрудники Национальной палаты, возглавляет его председатель правления НПП Аблай Мырзахметов, который лично руководит работой штаба. Штаб планирует на данном этапе работать в ежедневном режиме. Сейчас мы формируем сквозной план мероприятий, в который намерены помимо реалистичных мер поддержки отдельных предприятий включить также мониторинг исполнения как минимум тех обязательств, которые были приняты в рамках заключенных меморандумов в регионах, и протокольных решений на совещаниях в правительстве.
- Как предполагается взаимодействовать с государственными органами?
- Взаимодействие с государственными органами будет организовано как с отраслевыми министерствами, так и по ключевым вопросам непосредственно на уровне вице-премьеров. Так, например, министерство сельского хозяйства запланировало принятие технического регламента РК «Требования к безопасности яиц и яичных продуктов» на март, мы же просим перенести этот срок на февраль.
- То есть речь, как я понял, идет преимущественно о сборе, анализе информации и формированию предложений. Вы считаете, что это будет действенно?
- В любом случае сейчас надо хоть как-то реагировать. Все мы понимаем, что это специфика текущего момента. Ситуация во многом похожа на предкризисное время в 1998 году, когда порядка 8 месяцев Казахстан удерживал свою валюту после четырехкратного обрушения рубля. Тогда были очень большие потери, несмотря на наличие таможенной границы с РФ. Мы потеряли многие предприятия и даже отрасли, которые до сих пор не возродились. Поэтому хотя бы какая-то точечная помощь отдельным предприятиям или отраслям, возможно, сможет помочь им переждать ситуацию, пока не будут приняты решения, позволяющие вернуть нашу макросреду в конкурентное русло.
- Можете привести пример?
- Например, есть системообразующее предприятие в своей отрасли – Алматинский дрожжевой завод. Это уникальное предприятие, единственное в Казахстане, которое производит очень высокого качества хлебопекарные дрожжи. Сейчас они испытывают гигантское давление со стороны мощного конкурента – французской кампании «Lesaffre», которая имеет свои производственные мощности в России. И соответственно может предлагать свою продукцию сейчас в два раза дешевле, поскольку она номинирована в рублях. Естественно, все традиционные клиенты Алматинского дрожжевого завода переключаются на закуп этой продукции. В результате в компании произошло падение продаж на 60%. Хочу отметить, что это очень достойное предприятие, участник программы «Дорожной карты бизнеса», то есть на его развитие и модернизацию были привлечены государственные средства. На предприятии работает свыше 130 человек и что особенно важно – почти все они являются его акционерами. По моему глубокому убеждению, мы не имеем право терять такие компании в Казахстане. В рамках сегодняшних возможностей, для этого предприятия мы намерены обратиться в правительство с предложениями предоставить ему льготу по НДС по ст. 267, а также просить сделать им скидку или субсидирование затрат на электроэнергию, поскольку в себестоимости их продукции она значима. Понятно, что эти меры не полностью решают ситуацию, но все же как-то могут облегчить текущее состояние.
- Каковы результаты визита делегации Казахстана в Россию?
- Что касается результатов визита в Россию правительственной делегации, состоявшегося на прошлой неделе, то я могу сообщить, что начались консультации на уровне ведомств. Например, между министерствами сельского хозяйства России и Казахстана, Министерством инвестиций и развития РК и Минпромторгом РФ. Цель консультаций – найти какие-то инструменты, помимо прямых торговых ограничений, которые могли бы снизить остроту ситуации с наплывом подешевевшего российского импорта. Сам список позиций, предложения по которым мы внесли в правительство, состоит из 9 укрупненных позиций в сфере промышленности, в сфере АПК их 8. Мы обобщили по этим товарным позициям информацию от крупнейших отечественных производителей, их убытки и прогноз как будет развиваться ситуация, если не защищать свой внутренний рынок. Если никаких мер не будет принято, то эти компании будут вынуждены приостановить свою деятельность, распустить людей. И, к сожалению, некоторые уже начали это делать. Консультации продолжаются и есть надежда на появление каких-то результатов, возможно, уже до конца этой недели.
- Но ведь это не решает принципиальных вопросов. В чем они заключаются?
- Базовые вещи – это восстановление конкурентоспособности по курсу валют, затем открытие кредитования. Третье – это расширение действующих инструментов и, возможно, создание новых по поддержке «казахстанского» содержания и по наиболее чувствительным позициям, введение временных ограничений на импорт. Этот вопрос с повестки дня не снят, поскольку мы видим, что практически в два раза курс рубля ослаб, и, следовательно, цена на российские товары снизилась в два раза. Подчеркну, что это произошло не в силу того, что российские компании стали в два раза лучше работать, а просто в результате по сути арифметического действия. Безусловно, в результате такого ослабления рубля будет рост рублевых цен, но еще раз выскажу свое убеждение, что она по размерам не догонит девальвацию. Как, к примеру, российские коллеги сейчас убеждают нас: «Все, вопрос с российскими автомобилями решен, цены уже поднялись». Цены, конечно, поднялись, но разве в два раза? Посмотрите, какая парадоксальная ситуация складывается по нефтепродуктам. Если, какое-то время у нас был дефицит, и мы жаловались на вывоз бензина в Россию, то сейчас судя по сообщениям, имеющиеся емкости хранения у наших заводов заполнены нефтепродуктами, а российский бензин продается уже ниже установленной предельной цены на этот вид топлива. Для нас, потребителей, это безусловно позитивно, но встает вопрос, а что делать нашим производителям, останавливать заводы? Поэтому подчеркну еще раз, вопрос временных ограничений не потеряет полностью своей актуальности, но, поверьте, здесь нет никакой политики. Никто не ставит под сомнение ни ТС, ни ЕАЭС. Речь идет о форс-мажорной ситуации. И выживания не просто отдельных предприятий, а целых секторов экономики страны.
Кроме того, мы также должны четко понимать, что между Россией и Казахстаном существует достаточно большой объем так называемой «ненаблюдаемой» торговли. То есть когда товары перемещаются через границу физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Они не регистрируются как экспортно-импортная сделка. С них не уплачиваются налоги, но объемы, по моим ощущениям, довольно большие.
- И каковы они?
- Что касается размеров этой торговли, то здесь могут
быть только экспертные оценки, поскольку понятно, что никто такой учет не ведет, поэтому она и называется
«ненаблюдаемая» торговля. Кроме того, говоря о ненаблюдаемой торговле, которая
безусловно снижает эффективность таких мер как торговые ограничения, если даже
теоретически правительство решится их применить, то, на мой взгляд, необходимо
установить предельные нормы провоза товаров физическими лицами.