Центр деловой информации Kapital.kz обратился к Аиде Досаевой как к эксперту, который долгое время проработал на рынке телекоммуникаций, с просьбой подвести итоги 2015 года и ответить на следующие вопросы:
* Сложилось устойчивое мнение, что финансовый кризис не оказывает сильного влияния на телекоммуникационный рынок. Если вспомнить глобальный финансовый кризис в 2008 году, можно отметить, что на сферу телекоммуникаций он оказал наименьшее влияние и отрасль успешно справилась с ситуацией. В 2015 году впервые за все годы развития телекоминдустрии рынок Казахстана переживает серьезный кризис, практически все компании снизили свои объемы продаж, операционную прибыль и EBITDA. Средняя стоимость минуты сегодня в сети крупных операторов колеблется в районе 3 тенге, и, кажется, это еще не предел. Крупнейшие компании страны сегодня, в том числе телекоммуникационные, ищут пути для достижения хороших результатов с меньшими затратами и пробуют самые разные инструменты — от сокращения штата до передачи операций на аутсорсинг, сокращения CAPEX и других инвестиционных программ. Сокращение расходов, которое сегодня называют оптимизацией, вполне может привести к негативным последствиям, поскольку инвестиции в сеть (CAPEX) - это не только необходимое условие для улучшения качества связи, но и внедрение новых технологий, а не просто расширение линейки новых услуг, которые отсутствуют на нашем рынке. Сейчас у всех компаний как раз есть возможность стать локомотивом, инноватором телекоммуникационной отрасли. Это и отличная пора для инвестиций, чтобы сделать рывок и внедрить новые сервисы и продукты, улучшить качество для большинства операторов, работающих в Казахстане. Они сейчас должны инвестировать в сферы, которые принесут наибольший возврат инвестиций.
* Агрессивная ценовая конкуренция на рынке телеком, а также желание отдельных игроков «уронить» рынок привели к так называемым маркетинговым войнам. Впервые в отрасли игроки, причем серьезные компании, акции которых листингуются на международных биржах, откровенно троллили друг друга на глазах своих клиентов, партнеров, акционеров. Безусловно, ценовые войны как явление присутствуют и на других рынках, но на нашем рынке они приобрели несколько странный характер. Такие «мобильные войны» вряд ли принесут пользу деловой репутации компании. Кроме этого, возникает вопрос о деловой этике, сложилось впечатление, что компании забыли об этом и о своих клиентах и просто вели маркетинговую войну. Троллинга в 2015 году было настолько много, что даже абоненты в социальных сетях призывали прекратить и осуждали такие действия. Также в некоторых коммуникациях присутствовало явное сравнение действий конкурентов, которое запрещено законом о рекламе. Эта практика пришла на наш рынок в последние 1,5-2 года и абсолютно не способствует развитию отрасли. Любая конкуренция всегда должна быть разумной, она всегда хороша для определенного уровня. Мобильные коммуникации - это отрасль, нуждающаяся в огромных инвестициях, которые в большей степени выделяются из доходов компании, то есть от потребителей. Резкое снижение тарифов операторами, имеется в виду не всегда экономически целесообразное, может привести к нежелательным последствиям. Такого рода конкуренция может привести к падению доходов операторов, снижению инвестиционных программ и др., что мы наблюдаем сегодня. Вместо троллинга компаниям можно было бы улучшить сервис и качество предоставляемых услуг, рассмотреть внедрение новых продуктов и сервисов, которые уже давно предлагаются на других более развитых рынках.
* 16 ноября 2015 года в РК был подписан закон о доступе к информации, и соответственно были внесены поправки в другие законодательные акты, в частности в закон о связи. В соответствии с ними с 2016 года в Казахстане будет запрещено использование интернета через незащищенные шифрованием протоколы. Это означает, что любое устройство будет зашифровано по какому-то специальному протоколу. Говоря обыденным языком, это изменение в законодательстве может иметь достаточно серьезные последствия как для конечных пользователей интернета, так и для поставщиков данного рода услуг. Очень сложно сейчас без дополнительной информации рассуждать о том, что в Казахстане сертифицировано, и предполагать, что конкретно попадет под запрет. Это компетенция соответствующих органов. Хотелось бы затронуть немного другой аспект данного вопроса. На одном форуме программистов прочла такое мнение: «Это нововведение будет подменять чужие сертификаты казахским, таким образом, государство сможет расшифровать трафик, получить пароли, логины, в целом все, что проходит по каналу». В соответствии с законом о защите персональных данных такие данные должны быть защищены от третьих лиц (исключение составляют только случаи, предусмотренные специальными оперативно-розыскными мероприятиями). В любых других случаях закон обязывает людей, владеющих такой информацией, получать согласие граждан, в случае если эти данные будут передаваться третьим лицам. Есть сомнения, что в нашем государстве возможно строгое и неукоснительное исполнение данной нормы и нашими персональными данными и всем тем, что будет проходить по «защищенному каналу», не воспользуется кто-нибудь другой в собственных целях.
* В преддверии 2016 года наши телекомоператоры заявили о том, они готовы к предоставлению услуги MNP (то есть услуги переносимости номера). Причем 2 из них сделали даже некоторые предложения своим абонентам. Например, компания Tele2 запустила портал, на котором абоненты могут оставить заявку на смену мобильного оператора, компания AO «Kcell» предоставила возможность абонентам Кселл перейти на Актив. Это говорит о том, что конкуренция настолько обострилась, что компании идут буквально на любые действия, чтобы получить преимущества. Например, переход из Кселл на Актив и обратно можно было реализовать давно, а не ждать проекта MNP. Понятно, что проект MNP сам по себе предполагает право перехода из одной сети в другую, от одного оператора к другому, но все же предыдущее позиционирование бренда Кселл и ценности бренда несколько померкли для абонентов премиум-бренда. Что касается сроков, представляется, что предложения по переходу абонентам следовало все же начать после наступления 2016 года, но это просто мнение, у нас же нет обязательств по выручке, EBITDA и т. д. В данном вопросе более интересной представляется экономическая составляющая проекта. Сколько средств в условиях финансово-экономической ситуации будет направлено из госбюджета и сколько понесут сами абоненты, ведь операторы деньги не из воздуха получают, но у нас в стране даже этот проект непрозрачен, непонятна его экономическая составляющая, и поэтому нет возможности говорить об экономической эффективности проекта. В следующем году вы (Капитал) сможете произвести эти расчеты и проинформировать своих читателей об этом.
* Одно из событий уходящего года, которое хотелось бы особо отметить в этом контексте, это заявление компании TeliaSonera об уходе с Евразийского рынка, в том числе из РК. Это достаточно серьезное заявление для компании - члена Совета иностранных инвесторов при Президенте РК, которая на встречах с высшим руководством страны всегда заявляла, что она долгосрочный инвестор. Для нашей страны это тоже большой знак и показатель для всего сообщества инвесторов, ведь сегодня очень много говорится о том, что и президент, и правительство немало делают для привлечения инвесторов в нашу страну. С другой стороны, компания так и не смогла внедрить те передовые технологии на нашем рынке, которые пользуются высоким спросом в странах Скандинавии и Балтии. Причины самые разные, и они не ограничиваются просто констатацией таких фактов, как либо недостаточно работали в этом направлении, интересна была выручка и EBITDA, либо регулятор не предоставил таких возможностей для их стимулирования, и причины гораздо шире и глубже.
2. Насколько мне известно, объем рекламы значительно уменьшился у всех рекламодателей, в том числе у телекомоператоров. Несмотря на это, они остаются крупнейшими рекламодателями на рынке. В данном контексте, наверное, стоит говорить не столько об уменьшении бюджетов на рекламу, сколько о том, как компании воспринимают кризис. Есть компании, которые видят в кризисе новые возможности для освоения новых рынков и ниш, укрепления своего имиджа и репутации. Причем во многих случаях речь идет не столько о рекламе, сколько обо всех ключевых аспектах ведения бизнеса, и прежде всего о клиентоориентированном подходе, а не о манипуляциях тарифами и громкими заявлениями о нуждах и потребностях клиентов.
3. В настоящее время отрасль телекоммуникаций переживает огромные изменения и преобразования, причем это глобальные изменения. Речь идет, во-первых, о рынке передаче данных, то есть мобильного интернета, который, по данным некоторых экспертов, может составить более 80% продаж мобильных услуг в ближайшие пять лет. Это даст возможность расти бизнесу операторов сотовой связи, оказывающих такие услуги. С другой стороны, происходит значительное снижение доходов от голосового трафика и SMS, при этом стремительно развивается рынок сообщений. При этом сам рынок сообщений (мессенджеров) развивается независимыми разработчиками значительно быстрее, чем действующими игроками рынка телеком. Как следствие, возникает закономерный вопрос: какие перспективы ожидают телеком в ближайшие 10 лет, чего стоит ждать, а чего опасаться игрокам рынка и как сохранить лидирующие позиции в условиях жесткой конкуренции?
* У нас практически в зачаточном состоянии находятся такие технологии, как М2М, или так называемое взаимодействие между машинами, широко распространенные сервисы и в европейских странах и на американском континенте. Это самые разнообразные сервисы, такие, как, например, управление и мониторинг вашего авто с помощью мобильного телефона. Причем речь идет не просто об автозаводе; сегодня во многих странах Европы можно не только пользоваться быстрым интернетом в салоне вашего авто, получать уведомления о том, что происходит с вашим автомобилем, о расходе топлива и своем поведении за рулем, но и получить страховой полис на основании вашего поведения за рулем, проходить тренинги, не выходя из салона автомобиля. Это кажется услугами из будущего, но все это сегодня доступно, причем для автомобилей, возраст которых не больше 15 лет. Это только один пример из числа многих сервисов, которые мы могли бы получать на нашем рынке, ведь сегодня у нас работает целых 2 скандинавских компании, TeliaSonera и Tele2. В прошлом году, подводя итоги года с вами, в этой же рубрике мы говорили о том, что в Швеции, например, мобильный телефон используется для получения самых разнообразных услуг, в том числе финансовых: купить билет в кино, получить пенсию, проехаться в метро, и многих других.
* Мобильные платежи сегодня играют все возрастающую роль в жизни современного человека. У нас на рынке они пока не получили широкого распространения ввиду разного рода причин, в том числе законодательных. В Европе мобильные платежи – это атрибут ежедневной жизни потребителя, что говорит совершенно о другом качестве жизни потребителя. В этом плане следует отметить рестораны и ретейл, которые используя мобильные приложения не просто увеличивают возможности для осуществления мобильных платежей, но стараются привязать их к программам лояльности (баллы). Например, тот же Starbucks, движимый созданием удобств для своего потребителя, является одним из стандартов и ролевой моделью для других предприятий ресторанного бизнеса. Приложение Starbucks создано специально для осуществления мобильных платежей и лояльности клиентов. К сожалению, не была в нашем Starbucks (не люблю кофе), но, насколько мне известно, франшиза в РК пока не предлагает использования мобильного приложения, как, впрочем, и других вещей, которые доступны в Starbucks на других рынках, прежде всего в США.
* Уверена, что вскоре и на нашем рынке появится возможность использовать приложения Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay и другие мобильные кошельки, а может и наши казахстанские разработчики предложат свои собственные решения для осуществления мобильных платежей для удобства потребителей. И речь идет в данном случае не только о платежах, но и привязке их к программам лояльности клиентов. Мне кажется, что это отличный тренд, который легко можно интегрировать на нашем рынке. Это нравится потребителям. Почему бы операторам и их партнерам не воспользоваться этими возможностями для увеличения лояльности как своих клиентов, так и клиентов ресторанов и ретейла.
Уверена, что это и многое другое было бы возможно, если бы регуляторы дали возможность всем операторам без ограничений быстрей вводить новые услуги, а это, конечно, потребует получения новых разрешений и лицензий. Эти действия расширили бы возможности сферы телекоммуникаций как для граждан, так и для государства, увеличили ВВП, улучшили инвестиционный климат и привлекательность страны.