В последние несколько лет казахстанская экономическая модель обрела новый приоритет – развитие международных транспортных коридоров, проходящих через республику. Как показывает мировой опыт, развитые логистические системы способны повысить не только интеграционную привлекательность страны, но также принести высокую прибыль, выраженную в доходах логистического бизнеса и привлеченных иностранных инвестициях.
Казахстан стремится к «сингапурскому чуду» не только в плане государственного управления, но и в плане приоритетных секторов экономики. Такие масштабные международные проекты как: автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай», Трансазиатская железная дорога - призваны возродить Великий шелковый путь. Тем не менее, помимо развитых международных транспортных артерий, сегодня важную роль играют так называемые сухие порты, которые как и их морские аналоги, обладают практически полным спектром услуг в области транспортировки и хранения международных грузов.
Сухой порт специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота» на казахстанско-китайской границе, вопреки распространенной международной практике, не является вспомогательным транспортным узлом, непременно соединенным с морским портом. Наоборот, он является своего рода альтернативой морским логистическим хабам. Более того, Сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные Ворота» претендует на роль важнейшего транспортно-логистического центра страны, к которому будут подведены крупнейшие международные транспортные артерии, проходящие по республике.
Строящийся комплекс площадью более 350 га позволит ускорить процесс перевалки грузов и сократить время простоя товара на границе, тем самым обеспечив более чем троекратное уменьшение времени доставки грузов из Китая в Европу и в обратном направлении.
На строительство нового транспортного узла за три года государство потратит более 74 млрд тенге. При этом, подрядчиками по строительству и обустройству сухого порта выбраны ведущие казахстанские компании, в числе которых Холдинг BI Group. Примечательно, что казахстанский строительный гигант уже вел работы по строительству участков транснациональной ветки «Западная Европа - Западный Китай» и осуществлял подрядные работы при прокладке железнодорожных линий Шалкар - Бейнеу и Аркалык - Шубарколь. Благодаря оптимизированному рабочему процессу и применению современных технологий, компания BI Group планирует завершение работ по вводу в эксплуатацию объектов сухого порта и логистической зоны уже в конце текущего года.
Одним из главных «козырей» строящегося логистического комплекса является его расположение в свободной от налогов и пошлин экономической зоне. Именно налоговые преференции и максимально упрощенный административный режим призваны привлечь иностранных инвесторов и способствовать вложению более 311 миллиардов тенге на развитие инфраструктурного мегапроекта. Казахстанский сухой порт еще на этапе строительства стал поводом для пересмотра логистики бизнеса таких мировых брендов как компании HP, DHL, Toyota.
Территория СЭЗ, помимо сухого порта включает в себя отдельную индустриальную зону площадью более 230 гектар, в которой запланировано строительство сборочных цехов и фабрик крупнейших транснациональных корпораций, специализирующихся в машино приборостроении и переработке сельскохозяйственной продукции. Таким образом, благодаря экономико-географическому положению Сухого порта, предполагается создание нового центра экономического притяжения в Центральной Азии.
В первые 5-7 лет после полного рабочего запуска логистического комплекса ожидается рост грузопотока до 4 млн тонн или 120 000 контейнеров в год, что составит почти 2.5% от общего грузопотока между странами Европы и Китаем. Цифра будет выглядеть значительней если знать, что в странах азиатско-тихоокеанского региона уже действует более сотни сухих портов. При этом, по оценкам Экономической и социальной комиссии ООН, для Азии и Океании в регионе имеется один сухопутный порт в расчете на миллион ISO-контейнеров, которые обрабатываются в соответствующем морском порту той или иной страны азиатско-тихоокеанского региона.
По замыслу проектировщиков Сухого порта, в числе которых DP World – крупнейший мировой портовый оператор, именно благодаря Хоргосу и возведенным трансконтинентальным авто- и железнодорожным путям, будет создан прецедент действующего альтернативного транспортного коридора между Европой и Китаем, который не будет уступать по качеству, опережать по скорости уже существующие транспортные артерии и в ближайшем будущем займет свою нишу на международном рынке транспортно-логистических услуг.