USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.28$
-0.080
BTC
64341.20$
-264.700

АИ-92 берет новую высоту

Государство намерено упорядочить цепочки посредников

Share
Share
Share
Tweet
Share
АИ-92 берет новую высоту- Kapital.kz

И все-таки 108. С 26 мая бензин АИ-92/93 может продаваться в розничной сети по такой цене. По сравнению с предыдущей предельной ценой повышение составило 9 тенге. Интересно, что при этом два других регулируемых государством вида топлива остались на своих ценовых позициях: АИ-80 – 89 тенге за литр, дизель – 99 тенге за литр. Кроме того, во второй раз был продлен запрет на импорт дизтоплива из России. Эту меру приняли 5 марта со сроком действия до 20 апреля, затем ограничение продлили до 20 мая, теперь – до 20 июня.

Не оставить страну без топлива

Предельную планку для АИ-92/93 подняли согласно официальной формуле, по которой в Казахстане рассчитывается стоимость автомобильного топлива, пояснил на брифинге в Астане директор департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК Куандык Калмурзин. Она учитывает мировые цены на нефть: при $60-65 за баррель литр такого бензина должен стоить 108 тенге. Отметим, что в начале мая Brent'у удалось перескочить за $69, однако затем котировки пошли вниз и сейчас североморская смесь держится на уровне $65 плюс. «Если тенденция будет к снижению, ниже чем $60 за баррель, то логика подсказывает, что действующая формула должна нас привести к снижению этой цены (108 тенге, – авт.)», – сказал представитель министерства.

Нынешней зимой государство трижды радовало автолюбителей снижением предельных цен на ходовое горючее. Так, 10 декабря стоимость АИ-92/93 была снижена с августовских 128 до 115 тенге за литр, 30 декабря скорректирована до 109, а 10 февраля опустилась до 99 тенге за литр. При этом стоимость АИ-80 оставалась неизменной – 89 тенге за литр, а цена дизельного топлива проходила через такие отметки: 115 в августе, 107 в обоих случаях в декабре, 99 в феврале и теперь в мае.

Когда зимой Минэнерго снижало предельные розничные цены на бензин, нефть стоила примерно на 30% меньше, чем сейчас, в январе показатель даже падал ниже $46 за баррель, отмечает Акбар Тукаев, советник генерального директора инжиниринговой компании «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС». По идее в апреле-мае, когда сложился неплохой повышательный тренд для черного золота, и сейчас среднегодовая цена составляет $60 за баррель, стоимость бензина тоже должна была бы повышаться. Но этого не произошло: по всей видимости, определенным сдерживающим фактором послужили выборы, предполагает эксперт. Единственное, если бы соблюдался принцип регулярности и постепенности (предельные цены устанавливались хотя бы 1-2 раза в месяц), то не происходило бы такого резкого роста цен, вызвавшего резонанс в обществе.

4acfdd8b968db1246f23570f1b8.jpg

Но если сейчас продолжить придерживаться политики низких цен, то может повториться прошлогодняя ситуация с дефицитом топлива. Причина – в существенной зависимости казахстанского рынка от импорта бензина: примерно 30% всего объема потребляемого АИ-92 завозится из России. При том, что в России сейчас, по последним данным, этот бензин в пересчете стоит 120 тенге за литр. «То есть россиянам откровенно невыгодно поставлять нефтепродукты в Казахстан, если у нас стоимость составляет 99 тенге», – аргументирует аналитик. Хотя до этого ситуация была обратной: соседняя страна отличалась более низкими ценами – дешевый импорт негативно повлиял на работу наших нефтеперерабатывающих заводов.

Кстати, Акбар Тукаев указывает на интересный момент. Несмотря на то, что цены на бензин в Казахстане снизились в среднем на 15% апрель к апрелю, практически все виды потребительских товаров и услуг подорожали на 10-20% и больше. Получается, вопреки общепринятому мнению, будто бы рост цен на ГСМ служит главным фактором инфляции, на практике этого не случилось, хотя в любом производстве расходы на топливо занимают от 10 до 30%.

Акцент – на розницу, опт пока подождет

Один из «странствующих» в экспертном сообществе тезисов – необходимо заключать в жесткие рамки не розничные, а оптовые цены на ГСМ, вводить для них предельные показатели. Считается, что это позволит контролировать ценообразование.

Акбар Тукаев видит в таком механизме определенные опасности. Во-первых, снова возникает вопрос рентабельности импорта. Завозимые нефтепродукты хранятся на тех же нефтебазах, что и произведенные в Казахстане. Оптовики должны подравнивать импортные цены под внутренние – есть определенные положения в законодательстве о конкуренции, о трансфертном ценообразовании, которые практически вынуждают это делать. Если в России, от которой Казахстан пока на 30% зависит в отношении АИ-92, цены выше, а у нас ниже, то выравнивание их снизит общую рентабельность оптовых игроков – рынок может недосчитаться необходимых литров.

Во-вторых, если такая практика будет применяться, она уменьшит возможности регулирования цен в отдельно взятом регионе. «Казахстан большая страна, регионы обладают своей спецификой – различаются по наличию нефти, по числу нефтебаз, количеству автомобилей. Лучше всех ситуацию в конкретных регионах знают акиматы. Устанавливая предельные оптовые цены, мы можем разрушить более или менее действующую систему, которая позволяет стабилизировать ситуацию в отдельно взятом регионе на текущем уровне», – говорит аналитик. При этом, уточняет он, речь не идет об абсолютном отказе от оптового регулирования. Очень важно дождаться окончания модернизации трех НПЗ, которая, по идее, должна завершиться в 2016 году. В 2017 году Казахстан выйдет на «нормальную переработку» всей внутренней нефти, устранит зависимость от импорта российской нефти (павлодарский и шымкентский заводы изначально проектировались под западносибирскую нефть), и рынок будет в достаточной степени обеспечен бензином и дизтопливом.

Между нефтью и бензином

Вместе с тем, в Казахстане, вполне возможно, сократят цепочку посредников, через которую сырье от добытчиков добирается до заводов, причем сделано это будет на законодательном уровне. Как сообщил заместитель руководителя управления профилактической работы и контроля комитета государственных доходов Министерства финансов РК Абзал Байманов, в законодательстве будет конкретизирован термин «поставщик нефти». «В этом случае поставщик нефти будет являться единственным посредником между недропользователем и производителем нефтепродуктов», – пояснил чиновник.

О том, что такая мера необходима, в Казахстане говорят уже много лет. Так, например, в презентованном в прошлом году Комплексном плане противодействия теневой экономике на 2014-2015 годы предполагался такой пункт: «Введение нормы, предусматривающей исключение посредников по поставке нефти на НПЗ от недропользователя до НПЗ до одного колена, а также по аналогии и для мини-НПЗ».

То, что предлагается сделать сейчас, по мнению Алдаша Айтжанова, президента Центра развития и защиты конкурентной политики, вероятно, позволит осуществлять контроль над объемами и ценами поставщиков по официально совершенным сделкам. «Также это позволит пресекать или не допускать деятельность фирм-посредников, состоящих из одного сотрудника и одного компьютера», – говорит эксперт. Вместе с тем, он не думает, что озвученная идея предполагает создание единственного игрока-поставщика. «То есть речь не идет о монополизации поставок нефти между недропользователем и производителем нефтепродуктов. Если даже появятся крупные игроки-монополисты, то у государства есть возможность контролировать их через антимонопольное законодательство, за нарушение которого предусмотрены крупные штрафы и уголовное преследование», – комментирует он. Для полного решения проблем, по мнению Алдаша Айтжанова, необходимо запускать «полностью рыночные» механизмы – отказ от государственного ценового регулирования и установление рыночных цен (например, продажа на бирже). «Тогда решатся все проблемные вопросы как с неэффективными посредниками, так и с дефицитом (или профицитом) нефтепродуктов. При этом необходимо усилить антимонопольное законодательство, которое будет обеспечивать добросовестные правила игры, исключит факты сговоров, злоупотреблений и т.д.», – считает собеседник.

Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, отмечает, что сейчас сложилась такая ситуация, когда неизвестно, кто и куда поставляет сырье, сколько промежуточных «инстанций» в данной цепочке. «Это все накладывает отпечаток на неэкономическую систему ценообразования, потому что экономикой в ценообразовании вообще не пахнет», – говорит аналитик. В целом, считает он, предлагаемая мера приведет к упорядочению поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы, поскольку процесс можно будет контролировать. «А в результате, конечно, это должно сказаться на снижении себестоимости транспортировки на завод, переработки самой нефти, на сокращении транспортных расходов до баз и АЗС», – поясняет эксперт. Если же говорить об упорядочении на следующих этапах – когда нефтепродукты поступают на базы и АЗС, то, по мнению Олега Егорова, это должны регулировать крупные компании. И здесь главное – чтобы был сохранен баланс «оптовая цена – розничная цена». Сейчас же, по словам аналитика, чаще всего заправочные станции показывают убытки: та доля, которую им разрешили оставлять как доход, «поедается» текущими затратами на транспорт, обслуживание.

Отметим, что в настоящее время в Казахстане работают около 80 нефтедобывающих компаний, порядка 350 нефтебаз и более 4 тыс. АЗС.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.