USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
73.29$
+0.050
BTC
95276.40$
-84.800

Казахстан с марта введет запрет на импорт ГСМ из России

Запрет вводится в целях обеспечения энергетической безопасности

Share
Share
Share
Tweet
Share
Казахстан с марта введет запрет на импорт ГСМ из России- Kapital.kz

Министерство энергетики Казахстана, как следует из документов имеющихся в распоряжении Kapital.kz, подготовило приказ министра «О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов из России» согласно которого с марта месяца будет введен конвенциальный запрет сроком на 45 дней на импорт ГСМ из России.

Запрет вводится «в целях обеспечения энергетической безопасности, связанной с возможностью остановки крупнейших нефтеперерабатывающих заводов из-за имеющегося профицита нефтепродуктов завозимых из Российской Федерации». По данным Кapital.kz запрет должен вступить в силу в первой декаде марта.

Министерство энергетики не сумело договориться со своими российскими коллегами об ограничении импорта в Казахстан российских нефтепродуктов и в результате решило прибегнуть к жесткому варианту решения проблемы. Хотя еще вначале февраля глава компании КМГ Сауат Мынбаев, в собственности которой находятся все три имеющихся в Казахстане НПЗ, заявлял, что «сейчас речь идет о том, что объем завоза из России несколько превышает те объемы, которые были предусмотрены ранее индикативным балансом. Тем не менее, насколько я понимаю, сейчас конкретных решений по ограничению поставок нефтепродуктов из РФ не принято, и я не знаю проектов таких документов. Я так понимаю, такого ограничения не будет».

По его информации, уровень поставок светлых нефтепродуктов из РФ сложился на уровне 1 млн 800 тыс. тонн в год. Этот уровень ежегодно подтверждался индикативным балансом нефтепродуктов между Казахстаном и Россией.

Сам же министр энергетики Владимир Школьник, выступая перед депутатами парламента в рамках правительственного часа, оценивал ситуацию следующим образом: «Вы знаете, что в декабре мы дважды понижали цену на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо. Внимательно смотрим за этой ситуацией. Сейчас полностью заполнены дизельным топливом почти 350 тыс. тонн и бензином марки АИ-92 все хранилища в стране». Таким образом, по его словам, «мы сталкиваемся с двумя проблемами. Если дешевый бензин, а сейчас бензин дешевый в РФ, а у нас он чуть дороже, хлынет сюда, то это хорошо. Сейчас это уже идет, но это может вызвать остановку наших заводов, потерю рабочих мест. Каким-то образом урегулировать эти отношения, держать их в какой-то разумной «дырке», над этой системой мы работаем. Мы встречаемся с Министерством энергетики Российской Федерации, чтобы решить, каким образом сбалансировать ситуацию, чтобы, с одной стороны, не остановить наши заводы, с другой стороны, обеспечить достаточное количество дешевого бензина».

Необходимо напомнить, что это далеко не первый случай введения Казахстаном запрета на импорт российских нефтепродуктов. Подобные меры применялись в 2013 и 2014 году. Причем именно с такой же аргументацией. Так в прошлом году бывший тогда министр нефти и газа, а ныне первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин, комментируя вводимый запрет заявлял, что «повторяется та же история, которая была в 2013 году, когда у нас запасы АИ-92 выросли почти до 400 тыс. тонн. Это привело к тому, что наши заводы стали останавливаться». По его мнению «это самый худший вариант по двум причинам. Первое: у нас из России завозится не беспредельное количество бензина. Оно обозначено индикативным планом, который мы друг с другом подписали. Это около девятьсот с чем-то тысяч тонн бензина. Если мы, скажем, за первый-второй квартал вывезли всё из России, то третий-четвёртый квартал мы уже не будем иметь такого ресурса. Второе: если мы заводы останавливаем, то не получаем той доходности, которую должны были бы получить. Это сразу сказывается на поступлении в бюджет от заводов, на поступлении в местные бюджеты, и эти суммы исчисляются миллиардами тенге».

«Складывается забавная ситуация, рационального объяснения которой нет, – сообщил на условиях анонимности топ-менеждер одной из крупнейших компаний трейдеров, работающих на казахстанском рынке. - В этом году необходимость введения запрета аргументируют девальвацией рубля. Но ведь в прошлом году девальвировался то как раз тенге, а в 2013 году ситуация с курсами была совершенна стабильна. Какого- то внятного, рационального объяснения, почему каждый год в феврале месяце на казахстанских заводах возникает «затоварка» ни ранее министерство нефти и газа, ни ныне министерство энергетики не дает, все время ссылаясь на какие-то внешние причины. То на валютный курс, то на цену нефти. Получается, прям, как по Жванецкому: «Если консервов нет - может в консерватории надо что-нибудь поменять», - заключил он.

Между тем, по мнению экспертов вряд ли введенный запрет сразу окажет влияние на цены на бензин. Более того, волне возможно, хотя и крайне маловероятно, что они снизятся. «Дальнейшее снижение цен вполне возможно. Потому что нынешняя «затоварка» должна привести к попыткам быстрее освободить эти емкости, тем более объемы загрузки нефтеперерабатывающих заводов не были снижены Министерством энергетики и нефтедобывающей компанией. Заводы выполняют предписанные им объемы поставок на внутренний рынок. Хранилища заполнены, поэтому вполне возможно дальнейшее понижение цен. Мы, понятно, страдаем от снижения цен, но как есть - так есть. Есть выигрывающая сторона от снижения цен - это потребители, население. Какая рыночная цена будет, с ней и будем жить. Здесь другого не дано», - заявил Сауат Мынбаев.

«Как вы знаете, за последние 1-2 месяца мы три раза снижали цену на бензин из-за снижения цен на нефть. И если цена на нефть снова понизится, то и бензин, конечно, подешевеет. Но если цена на нефть повысится, то и цены на бензин придется поднять», - сказал, отвечая на вопросы журналистов в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций, первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин.

Между тем, по словам спикера, «Сложно комментировать ситуацию, поскольку в Казахстане нет жесткой привязки цены на бензин к цене на нефть. Цена на бензин регулируется в «ручном режиме». Введение запрета на импорт российского бензина, конечно, с некоторым временным лагом снизит давление на казахстанский рынок. Позволит его стабилизировать, а казахстанским НПЗ, точнее компаниям которые поставляют туда давальческую нефть на переработку, разгрузить хранилища. Однако опыт 2013 и 2014 годов показывает, что запрет отнюдь не самая эффективная мера, поскольку и два года назад, и год назад он в результате приводил к дефициту на рынке ГСМ, и правительство было вынуждено его отменять и прибегать к экстренным мерам по спасению ситуации. Кроме того, все не исчерпывается только ценовым фактором. Не секрет, что, выбирая между бензином казахстанского и российского производства, большая часть потребителей предпочитает последний», - сказал собеседник Кapital.kz.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.