Газпром с ноября прошлого года реализует пилотный проект по поставкам газа на Китай через трубопроводы Бухара - Урал и далее Бозой - Шымкент. В настоящий момент сложно оценить перспективы этого начинания, однако уже сейчас этот проект позволяет стабилизировать ситуацию с обеспечением газом юга Казахстана.
Как рассказал центру деловой информации Kapital.kz источник, близкий к компании, Газпром еще два года назад рассматривал предложение о поставках газа в Китай, задействуя имеющуюся газотранспортную инфраструктуру на территории Казахстана. Однако к пилотной реализации проекта компания приступила лишь в ноябре прошлого года.
Суть проекта заключается в следующем. Газпром с газораспределительной станции Домбаровка (расположена на границе России и Казахстана) подает газ в трубопровод Бухара - Урал, который задействует в реверсном режиме, до газораспределительной станции Бозой. Далее газ следует по уже построенному газопроводу Бозой - Шымкент, а там поступает в трубопровод Туркменистан - Китай.
Объясняя причины того, почему проект стартовал лишь в прошлом году, источник пояснил: «Во многом это связано с последними событиями, а также с подписанным в прошлом году газовым контрактом между Россией и Китаем». Строящийся газопровод «Сила Сибири» войдет в эксплуатацию лишь в 2017 году, сроки строительства газопровода «Алтай» пока неясны, хотя все согласования получены. Важным фактором было то, что существовала неясность насколько необходимы Китаю поставки в Синцзянь-Уйгурский автономный район, куда заходит трубопровод Туркменистан - Китай. Было непонятно, сможет ли Китай это «переварить». Сейчас стало понятно, что сможет».
Что касается потенциальных объемов поставок, то, по словам источника, они могут в перспективе составить до 20 млрд кубометров газа в год.
«В настоящий момент сложно точно оценить потенциальные объемы, поскольку сама инфраструктура газопровода Бухара - Урал устарела и нуждается в реконструкции. Поэтому и проводится пилотный проект», – сказал он.
Возможности поставок ограничиваются еще одним фактором. На всем участке от Бозоя до Шымкента протяженностью в 1100 км пока нет ни одной компрессорной станции, и газ идет по трубе самотеком. По мнению источника, важность проекта для Казахстана заключается в том, что он может стабилизировать ситуацию со снабжением газа на юге Казахстана.
«На юге Казахстана очень быстро растет потребление газа. Так, за последние пять лет оно увеличилось на 1 млрд куб. м с 3 до 4 млрд куб. м. Кроме того, серьезными темпами растет потребление газа в целом по стране, увеличившись за прошлый год почти на 1 млрд куб. м. Между тем юг Казахстана крайне зависим от поставок узбекского газа, а они и ранее не отличались стабильностью. Как правило, зимой Узбекистан ограничивал подачу, и недостающие объемы приходилось заимствовать из газопровода Туркменистан - Китай. В этом году был благоприятный фактор – мягкая зима, но никто не может гарантировать, какой будет следующая», - сказал источник Kapital.kz.
По его словам, уже сейчас Узбекистан существенно снизил объемы транзита газа через Казахстан. Если в прошлые годы он составлял 10 млрд куб. м в год, то в прошлом году сократился до 4 с небольшим млрд куб. м. Причина, по мнению источника, в падении добычи в Узбекистане.
«Была сделана ставка на иностранные инвестиции в новые месторождения, а в поддержание добычи денег практически не вкладывалось. К сожалению, пока таких новых месторождений не обнаружено. Кроме того, не надо забывать, что в стране резко выросло внутреннее потребление, поскольку практически все газифицировано. Еще один очень серьезный фактор – это то, что Узбекистан построил третью нитку от своих месторождений в газопровод Туркменистан - Китай пропускной способностью в 10 млрд куб. м. Сейчас она проходит испытания, но с пуском ее в эксплуатацию встанет проблема, где взять газ. Единственный вариант на сегодняшний день это ограничить поставки в Россию и на юг Казахстана», – рассказал Kapital.kz. источник.
Поставки газа из России помогут стабилизировать ситуацию. «Теоретически Газпром может поставлять 15 млрд куб. м в год на Китай и 5 млрд куб. м в год на юг Казахстана, сведя к нулю влияние узбекского фактора», – считает собеседник Kapital.kz.
Между тем необходимо отметить, что Казахстан пока не договорился с Газпромом о SWAP поставках газа на этот год. Этот факт Kapital.kz подтвердил министр энергетики РК Владимир Школьник. «Переговоры с Газпромом ведутся. Там немножко изменилась ситуация. У Газпрома есть свои проблемы, свои плюсы и минусы. Мы сейчас ведем переговоры прежде всего о ценовой политике», - заявил он, отвечая на вопрос корреспондента Kapital.kz о том, подписан ли протокол с Газпромом о взаимных поставках на 2015 год.
Напомним, сотрудничество в области газа определяется базовым договором между Россией и Казахстаном. Документ был подписан в 2007 году, а затем несколько раз пролонгировался. В то же время стороны подписывают протоколы, которыми регулируются объемы и стоимость транзита российского газа и, что чрезвычайно актуально для Казахстана, объемы и цена газа, получаемого по SWAP-операциям. От этого зависит газоснабжение юга Казахстана и Костанайской области».
Схема взаимодействия следующая. Казахстан с Карачаганака поставляет газ в Оренбург на переработку. В прошлом году объемы поставок составляли 8.4 млрд куб. м сырого газа, из которого в Оренбурге было выработано свыше 7 млрд куб. м товарного газа. Газ был закуплен Газпромом через компанию «КазРосгаз» по цене 224 доллара за тысячу куб. м и отправлен на экспорт. В свою очередь Газпром поставил на юг Казахстан 4,3 млрд куб. м газа, 1 млрд куб. м газа в Костанай и 700 млн куб. м в Западно-Казахстанские области по цене 85 долларов за тысячу куб. м.
«Ничего критического в том, что протоколы не подписаны нет. Так было последние несколько лет», – пояснил ситуацию источник Kapital.kz. По его словам, суть разногласий остается неизменной на протяжении уже как минимум 5 лет. Газпром, по его словам, предлагает «нулевой вариант», то есть автоматически сохранить все действовавшие условия, а Казахстан в лице КТГ настаивает на увеличении тарифа за транзит с 1.7 до 3.4 доллара США за тысячу куб. м на 100 км. Во-вторых, Казахстан предлагает увеличить физический объем транзита, а также повысить экспортную цену на газ, продаваемый в рамках совместных проектов.
«Казахстан можно понять, поскольку в силу того, что серьезно снизился транзит узбекского и туркменского газа по САЦ (Средняя Азия – Центр) с 20 млрд до 14 млрд куб. м ему необходимы средства на содержание трубопровода. В то же время Газпром не устраивает предложение о повышении закупочных цен. Сейчас они составляют 224 доллара за тысячу куб. м и привязаны к нефтяным ценам за предыдущие 9 месяцев. Учитывая резкое снижение нефтяных котировок впору говорить не о повышении, а о снижении закупочной цены», - считает источник.
Между тем, по его мнению, даже если Казахстану удастся настоять на повышении тарифа, это принципиально не решит имеющиеся проблемы.
«Надо понимать, что пропускная способность САЦ составляет 56 млрд куб. м в год, и там трудится около 15 тысяч человек, а сейчас по ней прокачивается лишь 14 млрд куб. м. Для того чтобы решить проблему, необходим комплексный серьезный план развития, разработанный с участием как Казахстана, так и Газпрома», – подчеркнул он.