Среди
возможных причин просроченного оборудования на Кашагане можно назвать неоднократные переносы сроков ввода
месторождения в эксплуатацию. Такое
мнение корреспонденту делового портала Kapital.kz высказал Сергей Смирнов главный редактор портала Oilnews.kz.
«Полагаю, слухи о том, что оборудование на Кашагане просрочено, оправданы. Аварии могут происходить не потому, что изначально было поставлено старое оборудование, а вследствие истечения сроков его эксплуатации. Как известно, первоначально сроки выдачи коммерческой нефти на месторождении предусматривались в 2005 году. С тех пор прошло уже более 7 лет, а оборудование могло или долгое время находиться в ящиках на складах, или быть установленным, но не использоваться, что и в том, и в другом случае отнюдь не повышало его работоспособности. Особенно, если своевременно не производилось техобслуживание этого оборудования, Сегодня, когда власти, по-видимому, стали давить на руководство консорциума, требуя от него срочного запуска месторождения, все эти огрехи вылезли наружу», - прокомментировал Сергей Смирнов.
Эксплуатация Кашагана началась с аварии на заводе «Болашак». Об этом пишет российский интернет-ресурс RusEnergy.com cо ссылкой на источники в Атырау. Собеседник СМИ сообщал, что на установке комплексной подготовки нефти и газа завода «Болашак», построенного в рамках Кашаганского проекта, 26 августа произошла серьезная авария, повлекшая за собой эвакуацию персонала. Датчики зафиксировали утечку сжиженного газа, находящегося под высоким давлением.
«Теперь необходимо провести диагностику всего оборудования, которое установлено на Кашагане. Потому что работать оно будет в агрессивной среде (морская вода, высокие давления, большая концентрация в нефти серосодержащих соединений). Возникают технологические и экологические риски», - отметил Сергей Смирнов.
На заводе «Болашак», так и на установках морского комплекса идет опрессовка оборудования и трубопроводов, в ходе которой используется очищенный от сероводорода газ из Макатской газораспределительной системы. Если бы на момент аварии в заводских линиях была кашаганская нефть, насыщенная сероводородом, последствия были бы куда более серьезными, отмечает интернет-ресурс.
В то же время заместитель начальника департамента экологии по Атырауской области Руслан Тукенов подтвердил, что инцидент имел место. Информация в департамент поступила, в частности, из прокуратуры Макатского района. И хотя менеджеры «Аджип ККО», оператора проекта, уверяют штатных экологов, что ничего серьезного не произошло, по данному факту открыта проверка.
Напомним, в минувшую субботу в Астане главы государственных нефтегазовых компаний Казахстана и Китая подписали Соглашение о сделке по продаже CNPC части доли «КазМунайГаз» в Кашаганском проекте. Кроме того, была подписана Программа стратегического сотрудничества между двумя компаниями.