Основная конкуренция в нефтегазовом секторе Казахстана уже разворачивается между китайскими и индийскими компаниями, считает директор «Группы оценки рисков», кандидат политических наук Досым Сатпаев.
«Сегодня руководство Казахстана пытается создать баланс сил на нефтегазовом поле страны за счет привлечения азиатских инвесторов из Китая, Южной Кореи и Индии. Кстати, в отличие от западных транснациональных компаний, большинство азиатских нефтегазовых компаний работают в Казахстане не на основе СРП, а по нормам нового действующего налогового законодательства. При этом основная конкуренция уже разворачивается между китайскими и индийскими компаниями», - сказал Досым Сатпаев .
По его мнению, тот факт, что компания «ConocoPhillips» объявила о своем согласии продать 8,4% долю в проекте по разработке месторождения Кашаган не китайской, а именно индийской компании «ONGC Videsh Limited», говорит об интересных трендах.
«Для индийской компании участие в проекте Кашаган является принципиальным, учитывая упомянутую растущую конкуренцию за доступ к нефтегазовым ресурсам разных стран. Нельзя исключать, что такая конкуренция в республике целенаправленно поощряется руководством Казахстана», - отметил он.
Тем временем, по словам политолога, что касается выхода «ConocoPhillips» из Кашагана, то это вряд ли было связано только с ужесточение государственной политики в Казахстане по отношению к иностранным добывающим компаниям.
«Есть много стран, где инвестиционный климат еще более жесткий. Некоторые эксперты считают, что продажа доли на Кашагане является частью общей стратегии «ConocoPhillips» по выходу из некоторых нефтегазовых проектов в различных регионах мира с целью оптимизации активов», - сказал Сатпаев.
Он напомнил, что американская компания уже заявила о том, что продает свой бизнес в Алжире индонезийской нефтегазовой компании «Pertamina» за 1,75 млрд. долларов. В США, «ConocoPhillips» также продает часть своих нефтегазовых активов «Denbury Resources» за 1,05 млрд. долларов. В Перу, компания решила выйти из разработки двух нефтегазовых блоков.
«А в случае с «Statoil», которая решила выйти из проекта «Абай» в казахстанском секторе Каспийского моря, также было много факторов, приведших к этому решению. Это могло быть как разногласие с казахстанской стороной, так и, возможно, решение «Statoil» вложить около 5,72 млрд. долларов в свои проекты в Арктике. То есть речь снова идет о смене приоритетов для компании», - резюмировал Досым Сатпаев.