Теперь за нелегально скачанный и распространенный контент могут привлечь к уголовной ответственности. С 1 января 2015 года вступил в силу новый Уголовный кодекс, согласно которому административная ответственность за нарушение авторских и (или) смежных прав упразднена.
Ситуация с пиратством в Казахстане очень серьезная. По словам Болата Байсеитова, заместителя начальника отдела «К» УКП ДВД Алматы, в 2014 году органами внутренних дел зарегистрировано более 1100 фактов нарушения авторских и смежных прав. «Из незаконного оборота изъято более 315,5 тыс. единиц контрафактной аудио- и видеопродукции и нелицензионного программного обеспечения. Прекращена деятельность 8 цехов по изготовлению контрафактной продукции, а также выявлены и перекрыты 5 каналов поставки такой продукции на территорию Казахстана. Выявлено 6 интернет-ресурсов по продаже или с рекламной контрафактной продукции, по этим случаям возбуждено два уголовных дела», – отметил он.
В I квартале текущего года зарегистрировано 291 правонарушение, связанное с нарушением авторских прав, по 225 материалам начаты досудебные расследования. Болат Байсеитов отметил, что за аналогичный период 2014 года из 566 зарегистрированных правонарушений уголовные дела были возбуждены по 71 материалу.
Как отметил Азамат Чинетов, партнер юридической фирмы Verum, представитель Ассоциации правообладателей BSA The Software Alliance в Казахстане, ситуация с защитой авторских прав в области ПО в РК также очень печальная. Согласно исследованию BSA «Глобальное исследование рынка программного обеспечения», доля пиратского ПО за последние два года сократилась всего на 2 процентных пункта и в 2013 году составляла 74%. Скоро будут представлены цифры за 2014 год, но, по словам Азамата Чинетова, вряд ли доля нелицензионного ПО значительно сократится. Тем более что в 2014 в Казахстане действовал мораторий на проверки МСБ.
Если смотреть на другие страны, то средний уровень пиратского софта в мире составляет 43%. Правда, есть страны, где ситуация еще хуже, чем в нашей стране. К примеру, в Азербайджане доля нелицензионного ПО составляет 85%.
Эксперт также отметил, что в 2014 году с участием BSA было расследовано 51 дело по нарушению прав интеллектуальной собственности в сфере ПО, тогда как в 2013-м, когда не было моратория, таких дел насчитали 323.
По словам Азамата Чинетова, использование нелицензионного программного обеспечения несет не только юридические, но и технологические, репутационные и финансовые риски. Существует тесная взаимосвязь между использованием нелицензионного ПО и распространением вредоносных программ на компьютерах пользователей. «Анализ показал, что чем выше в стране уровень распространения нелицензионного ПО, тем больше вредоносных программ встречается в целом на компьютерах в этой стране. Вывод для правительственных структур, предприятий и конечных пользователей очевиден: полный отказ от использования нелицензионного ПО в их сетях позволит свести к минимуму риски возникновения угроз кибербезопасности», – отметил эксперт.
Специалисты «Лаборатории Касперского» в конце прошлого года привели удручающую статистику: абсолютное большинство компаний Казахстана – 93% – в 2014 году подверглось внешним кибератакам. При этом для более половины из них все закончилось далеко не лучшим образом – в результате этих инцидентов 58% из них потеряли важные для бизнеса данные. Еще 81% организаций столкнулись с внутренними киберугрозами, и здесь утечкой данных закончились 63% случаев.
Представители госорганов, присутствующие на заседании «круглого стола», посвященного обсуждению этих проблем, подчеркивали, что работа по разъяснению вопросов, связанных с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности, проводится постоянно. «Государственными органами проводится постоянная праворазъяснительная работа с пользователями в целях недопущения фактов нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности и воспитания нетерпимого отношения к их незаконному использованию», – подчеркнула Гульнара Какен, руководитель управления авторских и смежных прав департамента по правам интеллектуальной собственности министерства юстиции.
Достижением назвала Гульнара Какен тот факт, что Казахстан исключили из так называемого «301-го списка» Торговой палаты США – перечня стран, которые недостаточно обеспечивают защиту прав объектов интеллектуальной собственности. Это произошло благодаря большой информационной работе. Отметим, что в списке еще остаются 39 государств, в том числе Узбекистан, Индия, Бразилия.