Национальный банк Беларуси подвел предварительные подсчеты состояния золотовалютных резервов по итогам января. В определении Международного валютного фонда ЗВР сократились на $334,4 млн и на 1 февраля 2015 года составили $4,725 млрд в эквиваленте.
В национальном определении объем золотовалютных резервов уменьшился на $193,6 млн и на 1 февраля 2015 года составил $5,522 млн в эквиваленте.
Как следует из пресс-релиза финансового регулятора, на снижение объема золотовалютных резервов в январе оказало влияние погашение правительством и Национальным банком внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в полном объеме. В то же время «поддержанию золотовалютных резервов способствовали поступления от взимания экспортных пошлин на нефтепродукты, размещение валютных облигаций Министерства финансов Республики Беларусь на внутреннем рынке страны, а также увеличение стоимости золота на международном рынке драгоценных металлов».
Белорусские эксперты отмечают, что сокращение ЗВР в январе продемонстрировало неэффективность декабрьских мер Нацбанка по преодолению кризиса, а именно введение 30-процентного валютного сбора с последующей девальвацией белорусского рубля на 42%. По крайней мере, проведенной девальвации оказалось явно недостаточно.
С другой стороны, не будь этих мер, полагают финансовые аналитики, резервы сократились бы еще больше. А повторение декабрьского результата – минус $760 млн – означало бы для Беларуси вхождение в кризисный график 2011 года, когда ЗВР в определении МВФ на 1 февраля составляли $4,3 млрд. Что было после этого, белорусы отлично помнят: исчезновение валюты из обменников, множественность курсов, расцвет черного валютного рынка, дефицит потребительских товаров, наконец, почти 3-кратная девальвация белорусского рубля и инфляция 108,7% по итогам 2011 года.
При этом ситуация четырехлетней давности не была осложнена такими значительными выплатами по внешнему госдолгу, как сейчас. В 2015 году Беларусь только по основному долгу должна выплатить международным кредиторам порядка $3 млрд, еще $1,1 млрд уйдет на обслуживание займов. Следовательно сокращение золотовалютных резервов продолжится, что приведет к новому обострению на валютном рынке.
«Если в ближайшее время (речь может идти о неделях) Беларусь не сможет привлечь средства на пополнение ЗВР, Нацбанку очень скоро снова придется выбирать из двух зол: либо дальнейшая девальвация, либо ограничения на валютном рынке, которые быстро приведут к множественности курсов», – оценивает перспективы для страны как крайне негативные еженедельник «Белорусы и рынок».
От встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина в Сочи 8 февраля ждали многого, в частности того, что будет предоставлен новый кредит Беларуси. Однако никаких официальных новостей на эту тему не последовало. Вероятно, экономические вопросы отошли на второй план перед встречей в Минске в «нормандском формате».
Тем не менее к этой теме планируют вернуться очень скоро. Минск по согласованию с Москвой уже подготовил программу совместных белорусско-российских антикризисных мер, в которой мотивировал необходимость предоставить республике финансовую поддержку. По неподтвержденным пока сведениям, белорусская сторона просит у Москвы более $2 млрд «коротких и длинных денег».
Свою заявку Минск мотивирует потерями от девальвации российского рубля, а также от «нефтяного маневра» России и от падения мировых цен на нефть. После того как республике удалось выторговать у Кремля право на зачисление экспортных пошлин от продажи нефтепродуктов в белорусский бюджет (до 2015 года Беларусь перечисляла их в российский бюджет), Минск рассчитывал, что этих денег хватит на погашение примерно половины платежей по внешнему госдолгу в новом году.
Однако резкое снижение Россией пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов при одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых – так называемый «нефтяной маневр» – заметно повышает цену российской нефти для Беларуси и соответственно снижает маржу белорусских НПЗ. Падение мировых цен на нефть и нефтепродукты только усиливает неразбериху и стресс для белорусской нефтепереработки. Ответственность Москвы за последствия для белорусской экономики – лейтмотив минского варианта двустороннего антикризисного плана.
Кроме того, в программе идет речь о согласовании макроэкономической политики, использовании расчетов в национальных валютах между двумя странами, а также об устранении барьеров во взаимной торговле товарами и услугами и т.д. Декларируемая Минском задача – восстановить товарооборот Беларуси и России до пиковых значений 2012 года. За последние два года он снизился с $43 млрд до $37 млрд.
В Кремле инициативу о подготовке совместного антикризисного плана поддержали и пообещали провести работу над ним со своей стороны. Правда, четких обещаний дать Минску денег до сих пор не прозвучало.