Елдос Сыздыков, старший менеджер департамента налогов и права «Делойт» в Каспийском регионе
Правительство РК не так давно объявило об очередной так называемой «легализации капитала». Предполагается, что законом будет предоставлена налоговая амнистия, что может способствовать сокращению теневой экономики и привлечению дополнительных финансовых средств в РК.
Как известно, в казахстанской законодательной практике прежде уже проводились налоговые амнистии капитала в 2001 и 2006 годах по достаточно схожей схеме.
Нынешняя амнистия капитала, объявленная правительством, предусматривает возможность легализовать некоторые активы, такие как денежные средства, ценные бумаги и доли участия, а также недвижимое имущество в Республике Казахстан и находящееся за ее пределами.
Тем не менее ограничения накладываются на имущество, добытое, среди прочего, в результате коррупционных преступлений, контрабанды, деньги, полученные в качестве кредитов, и некоторое прочее имущество.
Примером объектов легализации могут быть активы, которые изначально не были оформлены на реальных собственников. В отношении зарубежных активов предоставляется возможность легализовать недвижимое имущество, приобретенное ранее и не декларированное либо оформленное на другое лицо, что позволит в последующем отражать в налоговых декларациях реальные доходы от этого имущества.
Безусловно, у потенциальных субъектов легализации могут возникнуть вопросы к очередной амнистии капитала:
· насколько реальны гарантии безопасности в отношении лиц, легализовавших имущество?
· обеспечит ли государство реальную конфиденциальность лицам, легализовавшим имущество?
· смогут ли субъекты легализации вывезти капитал в последующем из РК?
Хотя вышеуказанные вопросы и имеют определенное отражение в законодательном акте, очевидно, что успех данной инициативы и количество легализованного капитала будут зависеть от уверенности потенциальных субъектов легализации в ответах на них.
Хотелось бы обратить внимание на одну особенность текущей легализации капитала. Закон определяет конкретный список активов, которые могут быть легализованы. Список достаточно широк, однако, на наш взгляд, мог бы быть дополнен, поскольку в современной мировой экономике существует большое количество альтернативных инструментов инвестирования, которые популярны среди обеспеченных инвесторов, но формально могут не попасть в упомянутый перечень и таким образом будут исключены из контекста объявленной легализации.
Примерами таких инструментов могут являться:
· трасты, в которых субъект легализации не владеет формально долями или ценными бумагами, но является бенефициаром в отношении доходов;
· приобретенные страховые полисы (например, доходы, получаемые аннуитетом);
· пенсионные активы в иностранных юрисдикциях;
· некоторые виды долговых финансовых инструментов, не попадающие в категорию долговых ценных бумаг;
· прочие инструменты инвестирования, структурированные на основе бенефициарного владения.
Полезно упомянуть несколько тенденций в мировой экономике, которые наблюдаются в настоящее время и представляются нам крайне важными. Они могут побудить потенциальных субъектов легализации оценить плюсы данной легализации, несмотря на возможные недостатки, и своевременно воспользоваться такой акцией.
Во-первых, странами ОЭСР в настоящее время проводится активная работа по повышению прозрачности мировой экономики, улучшению качества взаимодействия и обмена информацией между налоговыми органами в рамках так называемого Плана по решению проблем размывания налоговой базы (BEPS). Одной из ключевых задач плана является раскрытие информации и прозрачность операций налогоплательщиков.
Во-вторых, c 2014 года начало действовать американское законодательство по FATCA, устанавливающее требование к финансовым институтам (практически всем по всему миру, вступившим в данное соглашение) идентифицировать американских налоговых резидентов и декларировать их имущество в налоговых органах США. Это законодательство, по сути, является первой ласточкой постепенного перехода к так называемой глобальной системе обмена информацией между налоговыми органами различных стран (система GATCA – Global Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information), которую ОЭСР разрабатывает в рамках вышеуказанного плана.
Указанные тенденции, а также активная работа правительств многих стран по деофшоризации экономик (в том числе и в Казахстане) подразумевают, что в ближайшем будущем станет значительно сложнее владеть имуществом, расположенным в развитых странах мира, но не легализованным в соответствующих юрисдикциях налогового резидентства собственников.
В связи с этим нынешнюю легализацию можно воспринимать не просто как очередную акцию такого рода, а как одну из последних простых возможностей легализации капитала перед намечающейся в перспективе прозрачностью мировой экономики.