USD
444.32₸
-1.340
EUR
473.33₸
-1.250
RUB
4.76₸
-0.020
BRENT
88.39$
-0.030
BTC
66785.30$
-346.800

Мелкие и средние сети АЗС в Казахстане на грани вытеснения

В Казахстане отмечается рост оптовых цен на горюче-смазочные материалы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Мелкие и средние сети АЗС в Казахстане на грани вытеснения- Kapital.kz

После девальвации тенге в Казахстане отмечается рост оптовых цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). В связи с этим Казахстанская топливная ассоциация настаивает на введении госрегулирования оптовых цен на рынке ГСМ. Об этом топливная ассоциация заявила на пресс-конференции в Астане.

«На сегодняшний день, несмотря на то, что было заявление, чтобы сдерживать цены (на ГСМ – ред.), оптовые цены уже поднимаются. В частности, ТОО «Petrosun», ТОО «Петролиум оперейтинг» подняли цены. АИ-92 стоил 108 тыс. тенге (за тонну), а стал 115 тыс. тенге, с павлодарского нефтеперерабатывающего завода, и с шымкентского НПЗ цена за тонну была 110 тыс. тенге (за тонну) – стала 120 тыс. тенге. Мы считаем, что оптовые цены должны быть заморожены на уровне 11 февраля 2014 года», – выразил свою позицию председатель правления ассоциации Болат Ауетаев.

До 2000 года АЗС страны покупали бензин российского производства, так как он на 10% дешевле отечественного. Но из-за корректировки курса национальной валюты завозить топливо из России стало невыгодно для бизнеса, отметил руководитель топливной ассоциации. «В связи с чем ассоциация предлагает, во избежание дестабилизации ситуации на розничном рынке ГСМ, проверить обоснованность повышения оптовых цен, а также обеспечить контроль по замораживанию оптовых цен на уровне цен, действовавших до 11 февраля 2014 года», – сказал Болат Ауетаев.

Кроме того, Казахстанская топливная ассоциация считает, что в РК требуется увеличить уровень маржи между оптовой и розничной торговлей ГСМ с 17% до 30%. «Считаем, что ускорение принятого уже правительством РК решения о рассмотрении в мажилисе парламента инициированного ассоциацией вопроса по регулированию оптовых цен на нефтепродукты с маржой в 30% с регулируемыми государством розничными ценами на ГСМ позволит снять напряжение в розничной отрасли. Убедительно просим повторно вернуться к рассмотрению данного вопроса и дать соответствующее поручение заинтересованным государственным органам», – озвучил обращение к правительству Болат Ауетаев.

Отсутствие регулирования оптовых цен, по мнению эксперта, редактора портала Oilnews.kz Сергея Смирнова, может привести к вытеснению малого и среднего бизнеса с рынка ГСМ и к монополизации рынка вертикально-интегрированными компаниями. «Во-первых, не понятно, из какого источника АРЕМ и МНГ РК берут входящие в формулу расчета цифры, влияющие на формирование цены. Во-вторых, как утверждают участники проведенного АО «Центр развития и защиты конкурентной политики» совещания, эта формула фактически не работает. Что подтверждает не только повышение цен на бензин в октябре прошлого года, когда АРЕМ признало, что его причиной стал дефицит топлива, а не изменение мировых котировок на нефть, которое лежит в основе формулы расчета предельных розничных цен», – отмечает эксперт.

К факторам, которые могут привести к монополизации топливного рынка, Сергей Смирнов относит непрозрачность при распределении акиматами выделенных объемов нефтепродуктов среди компаний, а также утверждение единого оператора по поставкам нефтепродуктов. Данные меры негативно скажутся на рынке ГСМ страны, полагает он. «Если в прошлом году МНГ РК, вводя единого оператора, ссылалось на затоваривание рынка российским бензином, в начале текущего года – отечественным, то в настоящее время, в соответствии с утвержденным МНГ графиком распределения нефтепродуктов на март, сложилась совершенно иная ситуация. Для всех АЗС было выделено 132 тыс. тонн дизельного топлива. Из них 60 тыс. тонн отдается SINOOIL и КМГ, оставшиеся 60 тыс. тонн делится между областными акиматами. Понятно, что при потребности в 200 тыс. тонн этих объемов не хватает. С бензином АИ-92 положение еще хуже. При потребности свыше 300 тыс. тонн распределено всего 139 тыс. тонн (больше нет). Таким образом, недопоставки по квотам посадили топливный рынок страны на голодный паек», – говорит аналитик. Об этом свидетельствует анализ ежемесячных поставок, проведенный Казахстанской топливной ассоциацией, отмечает спикер. Так, в текущем году по республике объемы на март по сравнению с январем по бензину АИ-92 в целом уменьшились на 25%. В Карагандинской области поставки сокращены на 76%, по Северо-Казахстанской – на 69%, Акмолинской и Павлодарской областям – на 56%, Алматинской – на 48%, по Алматы – на 32%.

Аналогичная ситуация складывается и по дизельному топливу. Если в целом сокращение объемов его поставок в среднем по республике составило 28%, то по Западно-Казахстанской области – 75%, Южно-Казахстанской – 53%, Атырауской – 55%, Алматинской – 7%, Алматы – 8%.

«А что будет в апреле? Я не думаю, что наши заводы в состоянии резко увеличить производство нефтепродуктов и возместить существующий дефицит. Тем более что если ранее, при нехватке выделяемых объемов, розничные реализаторы могли закупать недостающие объемы на оптовом рынке,  то сейчас девальвация тенге, приведшая к росту оптовых цен, делает такой закуп топлива убыточным для бизнеса», – сказал Сергей Смирнов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.