Третья по счету девальвация национальной валюты стала неожиданной для казахстанцев. Причем о переходе на новый коридор валютной политики в РК даже не догадывались профильные министры. К примеру, министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев уверяет, что узнал о резком ослаблении тенге в интернете. Однако глава Нацбанка Кайрат Келимбетов признался, что решение провести девальвацию разрабатывалось полгода.
Главный банкир доволен итогом процедуры ослабления курса тенге. «Операция», по его мнению, прошла успешно. Удалось избежать «слива» информации о намерениях отпустить валюту в свободное плавание.
«Я бы хотел всех заверить, что вчерашняя корректировка была проведена безупречно», – озвучил свою оценку глава Нацбанка на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций при президенте РК 12 февраля.
По его мнению, новый равновесный валютный курс, установленный на уровне 185 тенге за доллар, ориентирован на долгосрочную перспективу, и ни о какой повторной девальвации в стране не может быть и речи.
«Я думаю, в ближайшее время ситуация нормализуется в магазинах, в обменниках, на АЗС, и мы все поймем, что это был правильный шаг – альтернативой было «проедать» золотовалютные запасы», – отметил Кайрат Келимбетов.
Между тем готовились к новой девальвации тенге задолго до ее проведения. Как признался главный банкир, решение о переходе к новому валютному коридору доллара к тенге в Казахстане разрабатывалось в течение шести месяцев. В течение полугодия Национальный банк проводил предварительные расчеты. Значительную роль в принятии решения об отказе поддержания прежнего обменного курса тенге сыграли полученные в последние дни результаты обзора платежного баланса за 2013 год.
«Сейчас мы стали получать итоги 2013 года в различных объемах и разрезах. И только сейчас стали приходить отчеты по основным валютам стран-партнеров, в том числе ЕС, развивающихся стран, России. Поэтому когда мы все это сопоставили, появилось понимание, что изменение валютной политики в 2013 году произойдет. И, конечно, у руководства был вопрос к Национальному банку, когда правильно и своевременно ее провести», – отметил г-н Келимбетов.
Оптимальным временем для ослабления тенге определили февраль, так как в это время у казахстанских экспортеров наступает налоговая неделя.
«Не секрет, что в феврале у нас наступает налоговая неделя. Когда экспортеры будут продавать свою долларовую выручку для того, чтобы заплатить налоги в тенге. То есть это самый спокойный период для казахстанской финансовой системы. И в преддверии этого периода было принято решение провести девальвацию», – добавил глава Нацбанка.
В свою очередь ажиотаж, наблюдаемый в первые дни после девальвации, в ближайшее время стабилизируется. Нормализуется ситуация с обменными пунктами, магазинами, на рынке нефтепродуктов. Тех, кто начнет «баловаться» и выходить за рамки заданного валютного коридора, будут жестко наказывать вплоть до лишения права на финдеятельность.
Что касается влияния девальвации на банковский сектор, то, по словам Кайрата Келимбетова, финсостояние определенных банковских институтов может стать хуже.
«По определенным банкам и определенным кредитам будет ухудшение. В том числе добавится определенный процент неработающих кредитов. Но в целом мы для себя наметили, что в ближайшие пять лет именно этим и будем заниматься. Проблема ясная и мы знаем, как ее решить», – заверил главный банкир.
При этом он подчеркнул, что ситуация при последней девальвации резко отличается от состояния фининститутов при девальвации 2009 года, когда банки имели большое количество кредитов в долларах.
«Тогда были проблемы. Мы за пять лет решили основные проблемы банковской системы. Четыре банка системообразующих у нас было на тот момент, два были в предбанкротном состоянии. Мы их за пять лет спасли. Два банка в ближайшее время будут полностью проданы инвесторам. Этот период нашей жизни заканчивается. Мы посмотрели, что депозиты в валюте увеличивались. Но кредиты в валюте на уровне 30% и остались. Поэтому большой проблемы мы не видим», – заключил глава Нацбанка.