USD
493.85₸
+1.680
EUR
519.04₸
-3.350
RUB
4.97₸
-0.030
BRENT
71.93$
+0.100
BTC
88286.50$
+546.600

А, может, старый, зато импортный…

Почему затягивается подписание соглашения о производственной кооперации в авиастроении между Казахстаном и Украиной?

Share
Share
Share
Tweet
Share
А, может, старый, зато импортный…- Kapital.kz

Строительство самолетов – дело трудо- и наукоемкое, оно требует тщательной подготовки. Но, как оказалось, не менее длительным процессом является и подписание межправительственных соглашений по данному вопросу. Еще в 2010 году началась работа по проекту лицензионной сборки украинско-российского самолета Ан-140 (см. «Капитал.kz» от 16 марта 2011 №10 и от 15 декабря 2011 №45). Однако необходимые соглашения так и не подписаны до сих пор.

Три года шло согласование межправительственных соглашений. Так, 14-15 сентября 2010 года в рамках официального визита президента РК Нурсултана Назарбаева на Украину была достигнута договоренность с президентом Украины Виктором Януковичем о реализации проекта совместного производства на территории нашей республики транспортных и пассажирских самолетов типа «Антонов». Данный проект предполагает строительство завода вблизи Капшагая, затраты на реализацию проекта составляют до $250 млн со сроком окупаемости до 10 лет. Оператором по реализации проекта с казахстанской стороны является самолетостроительная компания AeroKZ.

К настоящему моменту подписано эксклюзивное право на производство новейших среднемагистральных самолетов Ан-158. Украинская сторона в лице ГП «Антонов» предложила подписать соглашение о сотрудничестве более новых самолетов, чем заявленный ранее Ан-140-100. Кроме этого, было подписано 8 контрактов: лицензионный, касающийся торговой марки о поставке комплектующих, запасных деталей, и другие. Также казахстанская сторона обладает эксклюзивным правом продажи выпускаемых на ее территории самолетов в страны Средней Азии и Китай. Как отмечают в AeroKZ, представители последнего уже проявили интерес к Ан-158.

После подписания данной документации были разработаны заключения о целесообразности и оправданности проекта девятью различными министерствами РК, включая министерства транспорта и коммуникаций, обороны, индустрии и новых технологий и т.д. В апреле текущего года в Киеве под сопредседательством первого заместителя премьер-министра Казахстана – министра регионального развития Бакытжана Сагинтаева и первого вице-премьера Украины Сергея Арбузова прошло 11-е заседание совместной Межгосударственной казахстанско-украинской комиссии по экономическому сотрудничеству. В ходе этого заседанияв области авиастроения стороны договорились ускорить работу по подготовке к подписанию до конца этого года соглашения о сотрудничестве.

Несмотря на всю проделанную работу, соглашение между Правительством Республики Казахстан и Кабинетом министров Украины о производственной кооперации в авиастроении затягивается, подчеркивает Владимир Куропатенко, генеральный директор казахстанской самолетостроительной компании AeroKZ. Так, определен подписант от имени Кабинета министров Украины, им будет министр промышленной политики Михаил Короленко, тогда как подписант с нашей стороны все еще не определен.

Региональный реактивный самолет Ан-158 предназначен для перевозки до 99 пассажиров на расстояние 2500 км (в одноклассной компоновке пассажирского салона) или 89 пассажиров на расстояние 3100 км (в двухклассной компоновке пассажирского салона) со скоростью 870 км/ч. Согласно информации ГП «Антонов», самолет разработан на базе регионального реактивного самолета Ан-148-100. Ан-158 имеет высокую степень унификации с предшественником, в частности, у них единые основные системы, двигатели, оборудование кабины экипажа и системы управления. У них общая система технического обслуживания и ремонта, система подготовки и обучения экипажей. По уровню комфорта пассажирской кабины эти самолеты отвечают наиболее современным магистральным лайнерам, по характеристикам и уровню безопасности – наиболее современным мировым стандартам и требованиям.

В апреле 2013 года Ан-158 поступил в эксплуатацию в авиакомпанию Cubana de Aviacion, Куба. В настоящее время в парке этого авиаперевозчика 2 таких самолета. Выполняется поставка третьего Ан-158. Подписан контракт еще на три таких машины.

В целом намерение приобрести около 100 самолетов Ан-158 уже сейчас выразили авиаперевозчики из России, Украины, стран Азии, Африки и Латинской Америки.

По мнению г-на Куропатенко, затягивание процесса подписания межправительственного соглашения неслучайно. Так, казахстанская авиакомпания Bek Air вознамерилась пополнить свой парк самолетами Fokker 100. В связи с этим компания вышла на Германию, где завод по производству Fokker 100 не действует, а значит простаивает. К слову сказать, производство данного типа воздушного судна закончилось в 1997 году. Немецкая сторона предложила перевести данное производство на территорию РК. Всего в мире было произведено 283 самолета. По состоянию на август 2006 года 229 самолетов Fokker 100 оставались в эксплуатации 47 авиакомпаний мира.

Более того, согласно данным информативно-аналитического сайта для авиапассажиров air-passenger.ru, за все время эксплуатации Fokker 100 было потеряно 10 самолетов, из-за отказа техники – 7 самолетов, количество погибших в авиапроисшествиях пассажиров и членов экипажа – 184 человека. Последний самолет потерян 25 декабря 2012 года. Серия закрыта. «Fokker 100 имеет средние показатели по степени надежности и безопасности, эксплуатируется с 1988 года по настоящее время, на сегодняшний день морально и физически устарел и требует замены», – считают эксперты.

О невостребованности данного типа самолета может говорить и тот факт, что 1 декабря 2012 года авиакомпания «Эйр Астана» полностью прекратила эксплуатацию турбовинтовых самолетов Fokker 50. Все шесть самолетов Fokker 50 были заменены реактивными воздушными судами нового поколения Embraer 190.

Редакция «Капитал.kz» следит за развитием данной ситуации. В настоящее время нами направлены официальные запросы о разъяснении сложившейся ситуации во все уполномоченные госорганы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.