Реформы позволят стране отказаться от детдомов
Разрозненность существующей системы и полное отсутствие координации между действующими структурами заставляют задуматься об их эффективности.
На деле три министерства: министерство образования и науки, министерство здравоохранения и министерство труда и социальной защиты населения имеют полномочия решать вопросы опеки и попечительства. Но чиновники мало позаботились о взаимодействии уполномоченных отделов, хотя вероятность пересечения их сфер влияния очевидна.
На данный момент дети, оставшиеся без попечительства родителей, находятся, в возрасте от 0 до 3 лет, под ведомством управления здравоохранения при местных исполнительных властях. Затем здоровые дети переходят к управлению образования, а дети инвалиды – к управлению труда и социальной защиты населения.
Между тем, главный специалист Бостандыкского районного отдела образования по вопросам опеки и попечительства Любовь Нефедова отметила недостаток профессионалов разного профиля. «Как минимум, одного психолога, одного юриста и одного соцработника для качественного ведения и исполнения всех вверенных ей полномочий», – пояснила она.
На сегодняшний день, по подсчетам акимата Алматы, город нуждается в 53 специалистах для качественного исполнения социальной защиты детей-сирот. По Госстандарту, на одного специалиста положено 5 000 детского населения. В действительности в нашем городе на одного специалиста приходится в среднем 70 000 детского населения.
В то же время независимые аналитики исследовательско-консалтинговой компании «Улагат Бизнес Групп» пришли к выводу, что чиновников достаточно, но их распределение неэффективно. Так, согласно данным отчета компании по проекту «Сравнительный анализ социально-экономической и бюджетной эффективности базовой и альтернативной систем социальной защиты детей-сирот в Казахстане», распределение трудовых ресурсов нерационально. Они сконцентрированы в детских учреждениях интернатного типа (ДУИТ). Раздутые штаты некоторых детских домов в совокупности с низким процентом приспособленности их выпускников к жизни за пределами учреждения – очередной показатель малой эффективности действующей системы.
А по словам директора консалтинговой компании «Улагат Бизнес Груп» Марата Каирленова, главная критика в адрес нынешней системы социальной защиты детей-сирот – это низкое качество социализации детей. Для грамотного построения альтернативной системы целесообразно определить конечный результат, к которому нужно стремиться. Общее мнение сходится к двум ключевым характеристикам/показателям: практически полностью избавиться от социального сиротства и сделать так, чтобы сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, становились полноценными гражданами Республики Казахстан.
Кроме того, согласно вышеупомянутому отчету, реализованному компанией по заказу инициативной группы по созданию общественного движения «Ребенок должен жить в семье», рассмотрены три варианта социализации сирот: экономически активный гражданин, бомж и преступник. Экономический эффект (разница между затратами на 1 сироту за 18 лет и производством ВВП) за весь период независимой экономически активной жизни от взращивания из детей-сирот одного экономически активного гражданина составляет – плюс 1,06 млрд тенге, бомжа –минус 13,3 млн тенге и минус 45,8 млн тенге из бюджета страны в случае преступника.
На деле три министерства: министерство образования и науки, министерство здравоохранения и министерство труда и социальной защиты населения имеют полномочия решать вопросы опеки и попечительства. Но чиновники мало позаботились о взаимодействии уполномоченных отделов, хотя вероятность пересечения их сфер влияния очевидна.
На данный момент дети, оставшиеся без попечительства родителей, находятся, в возрасте от 0 до 3 лет, под ведомством управления здравоохранения при местных исполнительных властях. Затем здоровые дети переходят к управлению образования, а дети инвалиды – к управлению труда и социальной защиты населения.
Между тем, главный специалист Бостандыкского районного отдела образования по вопросам опеки и попечительства Любовь Нефедова отметила недостаток профессионалов разного профиля. «Как минимум, одного психолога, одного юриста и одного соцработника для качественного ведения и исполнения всех вверенных ей полномочий», – пояснила она.
На сегодняшний день, по подсчетам акимата Алматы, город нуждается в 53 специалистах для качественного исполнения социальной защиты детей-сирот. По Госстандарту, на одного специалиста положено 5 000 детского населения. В действительности в нашем городе на одного специалиста приходится в среднем 70 000 детского населения.
В то же время независимые аналитики исследовательско-консалтинговой компании «Улагат Бизнес Групп» пришли к выводу, что чиновников достаточно, но их распределение неэффективно. Так, согласно данным отчета компании по проекту «Сравнительный анализ социально-экономической и бюджетной эффективности базовой и альтернативной систем социальной защиты детей-сирот в Казахстане», распределение трудовых ресурсов нерационально. Они сконцентрированы в детских учреждениях интернатного типа (ДУИТ). Раздутые штаты некоторых детских домов в совокупности с низким процентом приспособленности их выпускников к жизни за пределами учреждения – очередной показатель малой эффективности действующей системы.
А по словам директора консалтинговой компании «Улагат Бизнес Груп» Марата Каирленова, главная критика в адрес нынешней системы социальной защиты детей-сирот – это низкое качество социализации детей. Для грамотного построения альтернативной системы целесообразно определить конечный результат, к которому нужно стремиться. Общее мнение сходится к двум ключевым характеристикам/показателям: практически полностью избавиться от социального сиротства и сделать так, чтобы сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, становились полноценными гражданами Республики Казахстан.
Кроме того, согласно вышеупомянутому отчету, реализованному компанией по заказу инициативной группы по созданию общественного движения «Ребенок должен жить в семье», рассмотрены три варианта социализации сирот: экономически активный гражданин, бомж и преступник. Экономический эффект (разница между затратами на 1 сироту за 18 лет и производством ВВП) за весь период независимой экономически активной жизни от взращивания из детей-сирот одного экономически активного гражданина составляет – плюс 1,06 млрд тенге, бомжа –минус 13,3 млн тенге и минус 45,8 млн тенге из бюджета страны в случае преступника.