В новом законодательстве о государственно-частном партнерстве (ГЧП), принятом в конце минувшего 2015 года, прописан новый механизм. Он поможет бизнесу, участвующему в программе ГЧП, избежать рисков, связанных с возможностью рейдерского захвата предприятий. Антирейдерский характер новое законодательство получило за счет нормы об обязательном акционерном соглашении между бизнесом и государственными органами, реализующими проекты ГЧП. Об этом в ходе семинара по разъяснению положений Закона РК «О государственно-частном партнерстве» в акимате города Астаны заявил председатель правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Азамат Ойнаров, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Азамата Ойнарова, в ходе семинара возник чрезвычайно интересный вопрос: возможно ли рейдерство в рамках ГЧП?
«Ведь когда между бизнесом и бизнесом происходят сделки – договариваются несколько партнеров, то сперва они друзьями становятся, а потом через некоторое время деньги рушат дружбу. И появляется такой феномен как рейдерство. И здесь интересный вопрос был задан: возможно ли рейдерство между государственным и частным партнером?» – прокомментировал глава АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства».
По его заверению, в новое законодательство о ГЧП внесен специальный юридический институт: если раньше создание акционерного общества предусматривало, что все вопросы решаются уставом, то сегодня введено понятие «акционерное соглашение». Таким образом, на завершающей стадии утверждения проекта будут ясны все структурированные риски, в том числе потенциальное рейдерство или потенциальные валютные риски. Все они будут предусмотрены в акционерном соглашении.
«Эта практика взята из англо-саксонского законодательства. То есть это акционерное соглашение становится выше, чем устав», – объяснил Азамат Ойнаров.
По его словам, это связано с тем, что госорганы при создании институциональных проектов не заинтересованы постоянно находиться в этих проектах. Так, согласно принципу социально-предпринимательских корпораций (СПК) госорган выдает деньги, финансирует часть проекта, а потом выходит из бизнеса. Поэтому новое законодательство в первую очередь предназначено для того, чтобы СПК могли действовать на законодательном уровне. Кроме того, это укрепляет принципы ГЧП: государство совместно с бизнесом создает проект, где кроме устава подписывает акционерное соглашение. В соответствии с законом акционерное соглашение становится выше, чем устав, и в нем прописываются все процедуры. Они затрагивают вхождение в проект, начало финансирования, выхода, обязательства. Например, что должен построить частный партнер – вплоть до стандартов: какого размера материалы, как он должен запустить проект, как он должен его эксплуатировать, сколько он должен людей взять на работу и т. д.
«И точно так же бизнесмен может прописать в акционерном соглашении. Например, мы, когда с бизнесменами встречались, они спрашивали: можно ли в этом акционерном соглашении прописать, чтобы чиновники не лоббировали своих зятьев, кумов, сестренок и братьев в этом акционерном обществе в рамках ГЧП. Мы сказали – однозначно можно! То есть и бизнесмен прописывает все свои риски и страхи в этом соглашении. А в первую очередь бизнес боится, что в проектах будет очень много нерабочего персонала, боится проверок со стороны госорганов. Поэтому-то мы и предусмотрели институт акционерного соглашения», – рассказал Азамат Ойнаров.