Рынок электроники и бытовой техники еще не восстановился после девальвации тенге, которая была в феврале 2014 года. Об этом на пресс-конференции в Алматы заявил операционный директор компании «Технодом» Давид Галинек, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Рынок бытовой техники и электроники Казахстана еще не восстановился после девальвации в феврале 2014 года, а введение свободно плавающего курса нацвалюты в августе 2015 года усугубило сложившуюся ситуацию», - подчеркнул Давид Галинек.
Он привел данные исследования GFK, согласно которым в январе-октябре упали продажи на всю технику. Объем продаж по многим товарам просел как минимум на треть. Например, продажи фото- и видеотехники снизились на 51,6%, мониторов – на 50,3%, мультиварок – на 49,2%, аудио- и видеотехники – на 47,1%, настольных компьютеров – на 46,1%, планшетов – на 43,2%, лаптопов – на 36,4%, печатных устройств – на 33,1%, телевизоров – на 27,8%.
В наименьшей степени объем продаж снизился по кухонной мелкой бытовой технике (-2,2%), кондиционерам (-4,1%), встраиваемым поверхностям (-4,2%), посудомойкам (-5,9%), вытяжкам (-7,6%), стиральным машинам (-7,8%), холодильникам (-9,8%), чайникам (-13,1%), мобильным смартфонам (-13,5%).
«Рынок смартфонов в этом году впервые сжался в Казахстане», - уточнил Давид Галинек.
Впрочем, в «Технодоме» подчеркнули, что спрос на некоторую технику снизился не только за счет ослабления тенге. «Спрос на определенную технику снизился из-за изменения структуры спроса. Такие товары, как принтеры, персональные компьютеры, лаптопы, мониторы, стали пользоваться меньшим спросом еще до февраля прошлого года, когда тенге резко потерял свои позиции. Казахстанцы стали чаще просматривать почту со своих смартфонов. Эта тенденция встречается по всему миру, здесь нет ничего особенного», - сообщили в компании.
Давид Галинек уточнил, что в январе-октябре казахстанский рынок электроники в среднем упал на 22%. «Из-за девальвации нацвалюты товары на рынке электроники в среднем подорожали на 20-60%», - также сообщили в компании.
Несмотря на снижение покупательской способности казахстанцев и ситуацию на рынке, «Технодом» не стал сокращать свой штат. «Мы закрыли несколько магазинов в регионах, они были нерентабельными. Одновременно мы открыли несколько торговых точек. Наша компания оптимизировала все расходы, которые можно было сократить. Пока мы в минусе, но 2015 год надеемся закрыть без убытков. Так, по сравнению с прошлым годом наша доля на рынке увеличилась с 28% до 31%», - подчеркнули в компании.
После проседания тенге многие арендаторы крупных торговых центров просили арендодателей, чтобы они не ориентировали стоимость аренды на доллары.
В «Технодоме» поделились, как сотрудничают с арендодателями. «У нас с каждым торговым центром есть договора, по некоторым из них сроки доходят до нескольких лет. Мы, конечно, наблюдаем, что арендодатели пытаются выставить цены, привязанные к доллару, стараются повысить стоимость аренды. Это касается не только торговых центров, но и складских помещений, где хранится вся техника. Но, несмотря на это, мы постоянно ведем переговоры с нашими партнерами, потому что сотрудничаем с ними не один год, наши логисты борются за каждый тенге», - подчеркнула PR-специалист «Технодома» Александра Умбеталиева.
В компании также уточнили, что доля интернет-продаж техники в Казахстане ничтожно мала и не превышает 2% от совокупного оборота на рынке. «Данный тренд можно спроецировать и на нашу компанию», - сообщил Давид Галинек.