USD
495.95₸
+2.100
EUR
524.37₸
+5.330
RUB
4.98₸
+0.010
BRENT
71.05$
BTC
90659.60$
-583.400

Ищи кому выгодно

Эксперты обсуждают ограничение беспошлинной торговли

Share
Share
Share
Tweet
Share
Ищи кому выгодно- Kapital.kz

Некоторое время назад в информационном пространстве появилась информация о том, что в странах ЕАЭС пересматриваются параметры интернет-торговли – предлагается снизить порог беспошлинного ввоза посылок с зарубежных торговых площадок. Озвучивалось несколько вариантов. Один из них предполагает снижение порога беспошлинного ввоза с нынешней 1 тыс. евро до 150 евро, при этом предполагается фиксированный сбор – 25 евро – для посылок любой стоимости. В двух других вариантах обозначены идентичные границы по весу и стоимости – 22-150 евро, 1-10 кг. За посылки, укладывающиеся в эти границы, нужно будет заплатить сбор, за выходящие за границы – сбор и 30% от таможенной стоимости (но не менее 4 евро за 1 кг). Разница между вариантами – в размере сбора: 10 евро и 15 евро.

«Обсуждается регулирование ввоза физлицами из стран вне ЕАЭС товаров для личного пользования посредством интернет-торговли, которые доставляются международными почтовыми отправлениями или перевозчиками», – пояснили в ЕЭК.

Предполагалось, что этот вопрос будет рассматриваться на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 23 ноября, однако обсуждение было перенесено на следующее заседание – предполагалось, на 2 декабря. Однако, как сообщил источник в комиссии, 2 декабря этот вопрос с повестки дня был снят.

Ассортимент – на первом месте

Эксперты и участники рынка, прокомментировавшие тему для «Капитал.kz», по-разному оценивают ситуацию.

Так, Chocofamily предложение ЕЭК не поддерживает. «На текущем этапе развития рынка e-commerce важнее, чтобы покупатель в принципе научился делать покупки онлайн – неважно, в казахстанских или зарубежных магазинах», – объясняют свою позицию в холдинге. И при этом отмечают, что ключевой фактор выбора иностранного интернет-магазина – это не цена, как многим кажется, а ассортимент. В Казахстане просто нет многих товаров, которые люди хотели бы покупать.

Вместе с тем в холдинге отмечают, что если товар в наличии, большая часть аудитории предпочтет заказать у местного ретейлера. Этому есть две причины. Во-первых, цена. Существует мнение, что товары в зарубежных онлайн-магазинах дешевле, чем в местных. Однако, если сложить стоимость товара и стоимость доставки, итоговая цена в 90% случаев будет выше, чем в местном интернет-магазине. Во-вторых, сроки доставки. Локальный магазин может доставить товар на следующий день, тогда как заказ из Amazon.com придется ждать от 14 дней, из AliExpress – до 40 дней.

«Конечно, местные ретейлеры будут стараться занимать существующие ниши, но следует понимать, что локальный ассортимент не будет столь же широким, как глобальный», – добавляют в Chocofamily.

Способ повысить маржинальность

В ЕЭК пояснили: задача рабочей группы ЕЭК – найти взаимоприемлемое решение, которое позволит выровнять конкурентную ситуацию на онлайн-рынке стран ЕАЭС, сократить ввоз товаров для коммерческих целей под видом товаров для личного пользования.

Виртуальные ретейлеры, работающие на территории стран ЕАЭС, обременены определенными издержками – налогами, таможенными пошлинами. «Помимо этого они обязаны обеспечивать наличие официального импортера для приема претензий от потребителей, обеспечивать соответствие производимых товаров обязательным требованиям законодательства о техрегулировании и т.д.», – говорит Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциация компаний интернет-торговли (Россия).

В случае трансграничной торговли, когда речь идет о ввозе товаров для личного пользования, нет необходимости уплачивать НДС, пошлины (беспошлинный порог высок – 1000 евро), выполнять обязанности, которые есть у местных продавцов. «Эта модель бизнеса в настоящее время начинает пользоваться все большей популярностью у предпринимателей. Осознавая преимущества, многие компании сознательно начинают выводить свою деловую активность за рубеж, размещая предложения на площадках иностранных товарных агрегаторов и повышая таким способом маржинальность», – поясняет спикер. При этом, отмечает он, вместе с деловой активностью с территории ЕАЭС уходят рабочие места и инвестиции, такая модель работы – прямое субсидирование экономики других стран.

На эти же моменты указывают другие эксперты – Сергей Архипкин, председатель Казахстанской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой компьютерной техники и сложных технических систем (КАТЭКС), и Василий Горевой, председатель Ассоциации ретейлеров Казахстана. «Трансграничная интернет-торговля растет темпами, опережающими внутренний рынок, и, по прогнозам экспертов КАТЭКС, в 2015 году достигнет 70% от всего объема казахстанского рынка e-commerce. Поэтому мы считаем, что необходимость менять установленные правила ввоза назрела», – говорят собеседники.

Интернет-магазины «перетекают» в Китай

По словам Артема Соколова, интернет-ретейлеры, «перебирающиеся» за рубеж, предпочитают площадки, уже получившие развитие, – китайские. Именно из КНР идет основной объем продаж, например, в России, 49% товаров в стоимостном выражении «родом» из КНР. И если правила не будут гармонизированы внутри ЕАЭС и останутся прежними, то через несколько лет нас поглотят иностранные компании, локального ретейла не останется. Та же Alibaba Group, имеющая многомиллиардные обороты, – гигант, который очень быстро занимает ту нишу, в которой способен быстро развиваться, сейчас занимает свое место практически во всех ценовых категориях.

Казахстан, Россия, Кыргызстан – это, по словам Артема Соколова, три страны с самым высоким в мире порогом беспошлинного ввоза. В то же время если мы захотим построить такой же экспортно ориентированный бизнес – торговать, например, с Китаем, Европой, Канадой, тут же столкнемся с протекционными мерами этого государства, то есть с необходимостью уплачивать налоги.

Сергей Архипкин и Василий Горевой указывают на то, что на территории Евросоюза уже давно работает единая для всех стран многоступенчатая система регулирования ввоза товаров для личного пользования из-за границы. Если стоимость посылки превышает 22 евро, уплачивается НДС. Его размеры составляют от 15% до 27% в зависимости от страны ввоза. Посылки со стоимостью более 150 евро облагаются не только НДС, но и ввозной таможенной пошлиной, которая в среднем составляет 4-6%. Принцип регулирования импорта в Китае схож с европейским – каждая посылка облагается НДС и таможенной пошлиной, в случае если сумма этих налогов превышает 50 юаней (7 евро).

По оценкам, представленным Сергеем Архипкиным и Василием Горевым, если бы действовало регулирование, предложенное ЕЭК, бюджет Казахстана получил бы в 2014 году 7,65 млрд тенге, в первом полугодии 2015 года – 3,69 млрд тенге.

В некоторой степени ситуация, сложившаяся в странах ЕАЭС, схожа с тем, что происходит в Австралии, но там порог пошлины составляет 1000 австралийских долларов. Из-за отсутствия взвешенного регулирования в этой сфере доминировать стали зарубежные интернет-гиганты – в частности, Alibaba, в настоящий момент 75% всего рынка составляет трансграничная торговля и практически нет локальных ретейлеров. Поэтому правительство Австралии сейчас рассматривает вопрос взимания НДС по месту образования прибыли: если кто-то продает товары или оказывает услуги жителями страны из-за рубежа, то он обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика и уплачивать НДС в Австралии. Одновременно планируется снижение порога беспошлинного ввоза. Принцип взимания налога по месту образования прибыли планируется применять и в странах ОЭСР.

В границах доступного и вне их

Насколько сильно предлагаемые изменения заденут потребителей? По данным Артема Соколова, в России 95% заказов в интернет-магазинах укладываются в сумму до 150 евро, из них большая часть входит в промежуток до 22 евро. «Посылки, которые выше этой суммы, будут облагаться фиксированным сбором, но у «иностранцев» есть прекрасная возможность компенсировать разницу за счет своей выручки. Принципиально важный вопрос – с кого собирать эти деньги. Деньги надо собирать с ретейлеров. Никакие потребители при этом не пострадают, и бюджеты наших стран получат только высокодоходные статьи, которых до этого не было», – говорит аналитик.

Представляя данные об объемах электронной коммерции, эксперты называют разные цифры. Так, в Chocofamily говорят, что оборот рынка в 2013-2015 годах составил $2 млрд, в зарубежных интернет-магазинах казахстанцы потратили $3,4 млрд. При этом, по информации холдинга, совсем небольшой процент онлайн-покупок превышал действующий беспошлинный лимит в 1000 евро. Однако предполагаемый лимит в 150 долларов будут превышать 30% покупок.

По информации Сергея Архипкина и Василия Горевого, которую они представляют со ссылкой на разные оценки экспертов, в 2013-2015 годах казахстанцы тратили в интернет-магазинах $700-850 млн ежегодно. Наибольшей популярностью пользовались американские Amazon и Ebay, по некоторым оценкам, на их долю пришлось до 40% всех заграничных покупок, в последнее время стал набирать популярность китайский сервис AliExpress. «На территории ЕАЭС, включая Казахстан, структура покупок схожая: 95% заказов в зарубежных интернет-магазинах не превышают по стоимости 150 евро, из них больше 60% – менее 22 евро, они не будут облагаться ни фиксированным сбором, ни пошлинами. Доля заказов стоимостью свыше 150 евро, облагаемых наиболее весомыми пошлинами, составляет лишь 5%, поэтому покупателям не стоит опасаться введения данного регулирования», – заключают собеседники.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.