Что искали В2В-пользователи в онлайн? Что предлагали им продавцы? Какие прогнозы на год можно составить уже сейчас и какова ситуация в настоящее время? Ответы на эти и другие вопросы – в исследовании международного центра интернет-торговли Allbiz, подготовленном специально для центра деловой информации Kapital.kz.
Поскольку Allbiz предназначен, прежде всего, для представителей малого и среднего бизнеса, то собранные сведения позволяют понять настроения в предпринимательской среде (сегмент В2В).
По итогам первых четырех месяцев больше всего запросов пришло на продуктовый, аграрный и строительный рынки.
Рост этих рынков усилил сезонный фактор, ведь с начала года ведется активная подготовка к новому аграрному сезону (это и закупка ресурсов для посевной, и молодняка – для животноводства). А с приходом устойчивого тепла наступает пора ремонтов и строек.
Последнее подтверждается высокой популярностью стройматериалов в мае:
Как видим, стройматериалы собрали треть просмотров в этом ТОП-15 (уточним, что это ТОП товаров, а всего на Allbiz более тысячи товарных категорий).
Итак, казахстанские предприниматели (а мы уже писали, что они составляют костяк аудитории Allbiz) и пользователи представляют отрасли:
- пищепрома,
- сельского хозяйства,
- строительства,
- автопрома,
- индустрии красоты и здоровья,
- швейной промышленности,
- мебельной промышленности,
- промышленности и химии,
- самой торговли,
и других.
Теперь детализируем, какие именно сегменты внутри этих отраслей пользовались наибольшим спросом в течение первых 4 месяцев этого года.
На продуктовом рынке больше всего запросов собирают мясные продукты, крупы и макароны, а также алкоголь и сигареты:
На аграрном рынке запросы распределяются между растениеводством и животноводством (плюс птицеводство) примерно в равной пропорции:
Казахстанские строители загружены заказами не только на ремонты, но и на возведение новых объектов. О чём говорит перечень самых популярных категорий:
Индустрия красоты черпает ресурсы для развития в онлайне: закупаются не только готовые товары, но и оборудование для салонов красоты:
На авторынке лучше всего продаются запчасти, автомобили и автохимия. Но и оборудование для автосервиса и тюнинга собирает немало заказов – даже больше, чем сами машины:
В Казнете довольно сильные позиции у рынка медтехники, он входит в десятку самых популярных и насыщенных. Преимущественно, медицинскую технику и оборудование закупают для частных клиник и реабилитационных кабинетов. Об этом свидетельствует состав ТОП-5 популярных запросов к рынку:
Невысокий спрос на одежду и обувь наглядно демонстрирует, что Allbiz – это ресурс, прежде всего, для В2В. Более того, в перечне ТОП-5 на втором и третьем месте средства защиты и спецодежда – то есть далеко не повседневная одежда, а предназначенная для работы:
Мебельный рынок нацелен на бытовой сегмент. Для офисов и для специальных нужд мебель заказывали реже. Это говорит о том, что через Allbiz продавали конечным потребителям или реселлерам:
На промышленном рынке лидерство за насосами и за общими деталями и узлами машин, а также за оборудованием для сварки плавлением:
Спрос на промышленную химию не ограничивается бытовой химией. Куда больше запросов приходит на реактивы и химпродукцию для производства, опять-таки для сегмента В2В.
Рынки «Торговля» и «Тары» не вошли в ТОП-10 самых популярных рынков на Allbiz. Но нам важно проанализировать и их. Ведь они косвенно указывают на состояние торговли в стране.
По сравнению с прошлым годом несколько снизилась популярность товаров для торговли (-24% в январе-апреле 2015 по сравнению с январем-апрелем 2014). И это может объясняться очень высокими темпами насыщения, которые были взяты в 2014 году – более чем в 1,5 раза по сравнению с 2013.
В самой структуре рынка довольно много запросов уходит на автоматы по продаже снеков. Рекламные конструкции покупали реже.
По рынку тары видно, что на нём скупались не только продавцы или поставщики, но и бизнес. Именно поэтому был довольно высокий спрос на оборудование и сырье для производства самой тары и упаковки:
Таким образом, есть основания говорить о том, что казахстанский бизнес использует онлайн-торговлю не только для продаж или реселинга, но и для закупок ресурсов для ведения бизнеса. Причем в Казнете в целом, и на Allbiz в частности, широко представлены практически все отрасли экономики, в которых задействован малый и средний бизнес.
Данные о первых четырех месяцах этого года позволяют говорить о дальнейшем курсе на развитие e-commerce, поскольку в онлайне бизнес получает дополнительные импульсы для развития, возможности повысить продажи и найти партнеров для бизнеса.