В ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод» (АНПЗ) предпусковые и пусконаладочные работы по проекту строительства Комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА) запланировано провести с апреля по май текущего года. В данное время продолжаются поставка и монтаж оборудования. Эксплуатационно-гарантийные испытания пройдут в августе. Приемка государственной комиссией в эксплуатацию КПА будет осуществлена в сентябре 2014 года.
Вторым крупным проектом АНПЗ, является комплекс глубокой переработки нефти (КГПН), реализация которого начата в 2012 году. По проекту «Строительство КГПН» в данное время ведется проектирование, размещение заказов на поставку оборудования и материалов. Во 2 квартале 2014 года начнется полномасштабное производство строительных работ.
В результате проводимой модернизации только на автомобильном бензине АНПЗ, по подсчетам Василия Якимкина, аналитика международного финансового холдинга FIBO Group, будет получать ежегодную чистую выручку в размере не менее $600 млн. Да еще примерно $400 млн на дизельном топливе плюс не менее $240 млн на авиакеросине. «Это большие деньги даже для такого холдинга, каким планируется быть АНПЗ», – подчеркнул аналитик.
Реализацию двух крупных проектов по модернизации завода запланировано завершить в 2016 году. Данные проекты связаны с внедрением наиболее современных технологий нефтепереработки, что позволит в будущем увеличить производство.
КПА выйдет на проектную мощность по ароматическим продуктам в 2016 году после завершения проекта по глубокой переработке нефти. Стоимость этого проекта составляет $1,1 млрд, среди них заемные средства от Банка развития Казахстана – более $1 млн. А собственные средства составили $35 млн.
По официальным данным, реализация проекта позволит обеспечить выработку моторного топлива стандарта Евро-4, увеличить производительность АНПЗ при сбалансированной мощности до 5 млн тонн в год по сравнению с сегодняшними 4,4 млн тонн в год. Строительство этого комплекса приведет к увеличению глубины переработки до 65%, сейчас этот показатель равен 57%. Старт работы комплекса приведет к приросту выхода светлых фракций до 48,5%.
Создание КПА ознаменует становление в республике полного цикла нефтехимического производства от этапа добычи сырья до производства готовой продукции. По завершению строительства этого комплекса в Казахстане появится первое нефтехимическое производство по выпуску 133 тыс. тонн бензола в год и 496 тыс. тонн параксилола – сырья для нефтехимии.
Второй этап модернизации АНПЗ включает в себя создание КГПН. Период реализации этого этапа – 2010-2016 годы. Строительство обойдется в $1,7 млрд. И все это заемные средства.
Данный комплекс рассчитан на переработку 2,4 млн тонн сырья (мазут, вакуумный газойль) в год. Новый комплекс позволит увеличить производство высокооктанового бензина, авиационного и дизельного топлива. При переработке 5,5 млн тонн нефти в год ежегодно АНПЗ будет выпускать 1,7 млн тонн автомобильного бензина, 1,6 млн тонн дизельного топлива, 244 тыс. тонн авиакеросина. В то же время сократится выпуск мазута до 193 тыс. тонн. Этого удастся достичь за счет увеличения глубины переработки нефти до 87%. Производство топлива, соответствующего стандартам Евро-4 и -5, достигнет 77%.
Нынешний проект модернизации АНПЗ нацелен на увеличение производительности. Однако это не первый проект, реализуемый на заводе, который преследует такую цель. Так, в 60-е годы прошлого столетия был взят курс на увеличение объема переработки нефти путем строительства новых технологических установок. В 1969 году была построена установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-3. Установка предназначена для подготовки и переработки 3 млн тонн в год сырой мангышлакской нефти в смеси с мартышинской. В 1971 году вступила в строй установка каталитического риформинга ЛГ-35-11/300. После проведенной реконструкции производительность установки составляет 450 тыс. тонн в год по сырью. В 1980 году была построена первая в Казахстане установка замедленного коксования. Ее проектная годовая производительность по сырью составляла 600 тыс. тонн в год. Через девять лет, в 1989 году, вступила в строй установка прокалки нефтяного кокса. Производительность этой установки составляет 140 тыс. тонн в год по сырому коксу. В 2000 году введена в эксплуатацию установка по производству технического азота мощностью 600 куб/час. В 2006 году вступила в строй вторая установка по производству технического азота мощностью 1,2 тыс. куб/час. Осуществлено большое техническое перевооружение всех технологических установок по переработке нефти, что позволило увеличить мощность до 5 млн тонн в год.
На протяжении 2003-2006 годов на заводе был осуществлен первый этап реконструкции. АНПЗ работал в партнерстве с японскими компаниями «Джей Джи Си» и «Марубени Корпорейшн». В ходе реконструкции были построены и пущены в эксплуатацию установки гидроочистки и изомеризации бензина, гидроочистки и депарафинизации дизельного топлива, очистки и производства водорода, производства серы с блоком кристаллизации и модернизированы действующие. Первый этап реконструкции был направлен на внедрение технологий гидрообессеривания с переработкой выделенной серы в товарную продукцию. При этом были реконструированы очистные сооружения завода, модернизирована эстакада темных нефтепродуктов, построена новая факельная система. Также была построена установка биологической очистки сточных вод, в результате чего кардинально улучшилось качество сточных вод завода, сбрасываемых на поля испарения.
Коренная модернизация производственных мощностей достигла современного уровня и отразилась на уменьшении количества выбросов в окружающую среду, увеличении коэффициента водооборота с уменьшением забора воды извне, снижении потребления энергоресурсов. И, главное, улучшено качество моторных топлив и расширен его ассортимент.
Сейчас на АНПЗ выпускаются автомобильные бензины марок «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98», соответствующие требованиям Евро-2. На данный момент объем выработки высокооктановых бензинов возрос до 36,9% против 7% до реконструкции от общего объема производимого бензина. Дизельные топлива выпускаются также в соответствии с требованиями Евро-2, -3, -4 и рассчитаны на применение в современных легковых и грузовых автомобилях с дизельными двигателями. Увеличилось производство экологически чистого дизельного топлива до 64,5% от общей доли дизельного топлива в 2012 году, по сравнению с 2007-м – 0,7% от общего объема производимого дизельного топлива.
Реконструкция 2003-2006 годов решила основные задачи по улучшению качества выпускаемых нефтепродуктов и уменьшению вредного воздействия на окружающую среду.
В 2008 году было пущено в эксплуатацию новое здание испытательного центра «Центральная заводская лаборатория», оснащенное современным оборудованием для проведения испытаний по качеству топлив уровня Евро.